Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



13:58:38 (GMT +5), ВС, 5 Мая 2024

Доклад заместителя министра юстиции RSS подписка

Доклад заместителя министра юстиции




Доклад заместителя министра юстиции А.А. Усманова
на международном «круглом столе» на тему: «Общие особенности в полномочиях Министерства юстиции и Конституционного суда Республики Узбекистан
по защите прав человека»
проведённого в Конституционном суде Республики Узбекистан»

(16.06.2016г.)

Уважаемые участники «круглого стола»,

Дамы и господа,

Конституция Республики Узбекистан гарантирует соблюдение всех общепринятых прав и свобод человека, включая личные, политические, экономические и социальные права, которые находят свое развитие в соответствующих законодательных актах.

Выступая на торжественном собрании, посвященном 23-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, Главой государства особо подчеркивалось, что «наша Конституция является правовой и законодательной базой построения независимого, суверенного демократического государства, утверждения приоритета частной собственности в многоукладной рыночной экономике и обеспечения гарантий ее защиты, а также формирования в стране гражданского общества, где высшей ценностью становятся интересы, права и свободы человека».

Никакие положения закона или иного нормативно-правового акта не могут ограничивать основные права и свободы человека сверх предусмотренных Конституцией пределов, а в случае подобного ограничения, вопрос об этом может быть передан в Конституционный суд для определения конституционности такого нормативного положения.

Следует отметить, что Конституционный суд, созданный в 1993 году в качестве самостоятельного органа судебной власти, все эти годы играет особую роль в становлении и развитии правового демократического государства и сильного гражданского общества. Рассматривая дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти, Конституционный суд Республики Узбекистан занимает ключевое место в национальной системе обеспечения прав и свобод человека.

За прошедшие годы накоплен значительный опыт конституционного судопроизводства, который свидетельствует о том, что Конституционный суд Республики Узбекистан заложил хорошую традицию в качестве важного института обеспечения прав и свобод человека в нашей стране.

Значение деятельности Конституционного суда для защиты прав и свобод человека невозможно переоценить. Это обусловлено, прежде всего, тем, что решения Конституционного суда обязательны не только для лиц, являющихся сторонами в деле, но также определяют возможность применения оспариваемых норм в целом.

Уважаемые дамы и господа,

Является неоспоримым тот факт, что Конституционный суд и Министерство юстиции по своему правовому статусу являются представителями разных ветвей власти, т.е. судебной и исполнительной.

Но, тем не менее, их деятельность в области обеспечения прав и свобод человека эффективно дополняет другу друга.

В частности, как известно, одной из основных задач Министерства юстиции является обеспечение последовательной реализации единой государственной политики в области нормотворчества и правоприменительной практики, направленной на обеспечение надежной защиты конституционных прав и свобод граждан, верховенства закона, законности в сфере общественного и государственного строительства.

В целях реализации возложенных задач Министерство юстиции осуществляет анализ нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления, проводит экспертизу проектов нормативно-правовых актов на предмет определения их соответствия Конституции, законодательству Республики Узбекистан, целям и задачам проводимых в стране реформ. Кроме того, в рамках правовой экспертизы, Министерство юстиции также осуществляет анализ проектов нормативно-правовых актов на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для проявления коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления, а также вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательства, положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства.

Иными словами, еще на стадии разработки проектов законов и иных нормативно-правовых актов Министерство юстиции выполняет функцию фильтра, не допуская включения в эти проекты положений, противоречащих Конституции и законодательству, а также нормам международного права, которые могут привести к нарушению прав и свобод человека.

За прошедшие годы Конституционный суд рассмотрел ряд дел, которые прямо или косвенно затрагивают права и свободы человека.

В этом контексте хочу отметить еще одну общность в полномочиях Министерства юстиции и Конституционного суда Республики Узбекистан по защите прав и свобод человека.

Речь идет об инициировании пересмотра действующих актов законодательства по результатам обращений граждан, субъектов предпринимательства, а также должностных лиц хозяйствующих субъектов, в которых поднимаются вопросы коллизий и противоречий в законодательстве, неясности нормативных предписаний, а также других недостатков, которые могут привести к нарушению прав и свобод человека.

Так, судьями Конституционного суда по результатам рассмотрения обращений физических и юридических лиц был инициирован ряд дел о проверке конституционности законодательных актов, толковании законодательных норм, а также внесены предложения по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные акты.

Круг вопросов, рассмотрение которых инициировал Конституционный суд по результатам рассмотрения обращений физических и юридических лиц, является крайне широким и затрагивает такие вопросы как защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и акционеров, обеспечение гарантий осуществления адвокатской деятельности, налоговые и трудовые правоотношения и другие.

Данная деятельность Конституционного суда созвучна с функцией Министерства юстиции по обеспечению объективного и всестороннего рассмотрения обращений граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, а также обращений субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями по фактам нарушения их прав и законных интересов.

Вопросы, поднимаемые в обращениях физических и юридических лиц, направляемых в Министерство юстиции, также рассматриваются в качестве важного источника информации для выработки предложений по совершенствования действующего законодательства. К примеру, с учетом поступающих обращений, министерством разработан проект закона, направленный на внесение ясности в определение возраста молодежи (проектом предусматривается, что к молодежи относятся граждане, которым исполнилось 30 лет, включительно).

Следует отметить, что рассмотрение обращений физических и юридических лиц и принятие по ним мер является одним из важнейших правоохранительных направлений деятельности, как Министерства юстиции, так и Конституционного суда Республики Узбекистан. Это находит свое выражение не только в восстановлении нарушенных прав и свобод обратившегося лица, а, напротив, затрагивает интересы широкого круга лиц, обеспечивая гарантии основных прав и свобод человека, верховенства закона и законности. Иными словами, всех тех атрибутов, которые являются обязательными условиями построения демократического правового государства и сильного гражданского общества в Узбекистане.

Несомненно, необходимо, не останавливаясь на достигнутых положительных результатах, продолжить дальнейшее совершенствование деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан и других государственных органов в области защиты прав и свобод человека.

В частности, на современном этапе развития нашего общества и государства, в условиях последовательного возрастания уровня правовой культуры и правосознания наших граждан, усиления мер по защите прав и свобод человека, мы можем также обсудить вопрос о предоставлении в перспективе права гражданам на возбуждение в Конституционном суде дел о проверке конституционности того или иного нормативно-правового акта.

Совершенствование деятельности Конституционного суда послужит повышению действенности и эффективности конституционного правосудия, и усилению роли Конституционного суда в системе обеспечения защиты прав и свобод человека в Республике Узбекистан.

Благодарю за внимание!