Доклад заместителя министра юстиции RSS подписка
Доклад заместителя министра юстиции
Автор:
Доклад заместителя министра юстиции А.А. Усманова
на международном «круглом столе» на тему: «Общие особенности в полномочиях Министерства юстиции и Конституционного суда Республики Узбекистан
по защите прав человека» проведённого в Конституционном суде Республики Узбекистан»
(16.06.2016г.)
Уважаемые участники «круглого стола»,
Дамы и господа,
Конституция Республики Узбекистан гарантирует соблюдение всех общепринятых прав и свобод человека, включая личные, политические, экономические и социальные права, которые находят свое развитие в соответствующих законодательных актах.
Выступая на торжественном собрании, посвященном 23-летию принятия Конституции Республики Узбекистан, Главой государства особо подчеркивалось, что «наша Конституция является правовой и законодательной базой построения независимого, суверенного демократического государства, утверждения приоритета частной собственности в многоукладной рыночной экономике и обеспечения гарантий ее защиты, а также формирования в стране гражданского общества, где высшей ценностью становятся интересы, права и свободы человека».
Никакие положения закона или иного нормативно-правового акта не могут ограничивать основные права и свободы человека сверх предусмотренных Конституцией пределов, а в случае подобного ограничения, вопрос об этом может быть передан в Конституционный суд для определения конституционности такого нормативного положения.
За прошедшие годы накоплен значительный опыт конституционного судопроизводства, который свидетельствует о том, что Конституционный суд Республики Узбекистан заложил хорошую традицию в качестве важного института обеспечения прав и свобод человека в нашей стране.
Значение деятельности Конституционного суда для защиты прав и свобод человека невозможно переоценить. Это обусловлено, прежде всего, тем, что решения Конституционного суда обязательны не только для лиц, являющихся сторонами в деле, но также определяют возможность применения оспариваемых норм в целом.
Уважаемые дамы и господа,
Является неоспоримым тот факт, что Конституционный суд и Министерство юстиции по своему правовому статусу являются представителями разных ветвей власти, т.е. судебной и исполнительной.
Но, тем не менее, их деятельность в области обеспечения прав и свобод человека эффективно дополняет другу друга.
В частности, как известно, одной из основных задач Министерства юстиции является обеспечение последовательной реализации единой государственной политики в области нормотворчества и правоприменительной практики, направленной на обеспечение надежной защиты конституционных прав и свобод граждан, верховенства закона, законности в сфере общественного и государственного строительства.
В целях реализации возложенных задач Министерство юстиции осуществляет анализ нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления, проводит экспертизу проектов нормативно-правовых актов на предмет определения их соответствия Конституции, законодательству Республики Узбекистан, целям и задачам проводимых в стране реформ. Кроме того, в рамках правовой экспертизы, Министерство юстиции также осуществляет анализ проектов нормативно-правовых актов на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для проявления коррупции, совершения других правонарушений в системе государственной власти и управления, а также вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательства, положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства.
За прошедшие годы Конституционный суд рассмотрел ряд дел, которые прямо или косвенно затрагивают права и свободы человека.
В этом контексте хочу отметить еще одну общность в полномочиях Министерства юстиции и Конституционного суда Республики Узбекистан по защите прав и свобод человека.
Речь идет об инициировании пересмотра действующих актов законодательства по результатам обращений граждан, субъектов предпринимательства, а также должностных лиц хозяйствующих субъектов, в которых поднимаются вопросы коллизий и противоречий в законодательстве, неясности нормативных предписаний, а также других недостатков, которые могут привести к нарушению прав и свобод человека.
Так, судьями Конституционного суда по результатам рассмотрения обращений физических и юридических лиц был инициирован ряд дел о проверке конституционности законодательных актов, толковании законодательных норм, а также внесены предложения по внесению изменений и дополнений в действующие законодательные акты.
Круг вопросов, рассмотрение которых инициировал Конституционный суд по результатам рассмотрения обращений физических и юридических лиц, является крайне широким и затрагивает такие вопросы как защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и акционеров, обеспечение гарантий осуществления адвокатской деятельности, налоговые и трудовые правоотношения и другие.
Несомненно, необходимо, не останавливаясь на достигнутых положительных результатах, продолжить дальнейшее совершенствование деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан и других государственных органов в области защиты прав и свобод человека.
Совершенствование деятельности Конституционного суда послужит повышению действенности и эффективности конституционного правосудия, и усилению роли Конституционного суда в системе обеспечения защиты прав и свобод человека в Республике Узбекистан.
Благодарю за внимание!