Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



18:31:15 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

О совершенствовании судебно-правовой системы

О совершенствовании судебно-правовой системы

Проводимые в Республике Узбекистан реформы в сфере обеспечения прав и свобод, законных интересов человека служат важным фактором в создании демократического правового государства и формировании сильного гражданского общества. Совершенствование национального законодательства, пронизанного духом гуманизма, способствует дальнейшей демократизации общества и повышению благосостояния населения.


Проводимые в Республике Узбекистан реформы в сфере обеспечения прав и свобод, законных интересов человека служат важным фактором в создании демократического правового государства и формировании сильного гражданского общества. Совершенствование национального законодательства, пронизанного духом гуманизма, способствует дальнейшей демократизации общества и повышению благосостояния населения.

Всем известно, что одним из основных факторов процветания и развития государства является благополучие его граждан, неразрывно связанное с гарантиями защиты их прав и интересов, обеспечиваемых сильной и справедливой судебно-правовой системой.

В нашей стране за годы независимости был осуществлен целый ряд реформ, направленных на совершенствование судебно-правовой системы, в том числе превращение ее в основного гаранта эффективной защиты прав человека и обеспечение подлинной независимости судебной власти. Необходимо подчеркнуть, что были приняты и до сих пор осуществляются конкретные меры в данном направлении.

Если условно разделить совершенствование судебно-правовой системы на периоды, то в первом из них (1991–2000 года) была определена национальная стратегия изменения судебно-правовой системы, созданы ее конституционно-правовые основы, осуществлена специализация судов, приняты меры, прежде всего, по утверждению судебной власти как сильной независимой ветви государственной власти, реализующей свои полномочия на основании закона.

В следующий период (2000–2010 года) осуществлены дальнейшие действия, направленные на институциональное укрепление судебной системы, либерализацию уголовных наказаний, особенно в экономической сфере. Одним из характерных институтов, введенных в действие в то время, является институт примирения, который позволяет освобождать лицо, совершившее незначительное преступление, от уголовной ответственности, и это не порождает последствий, возникающих в связи с судимостью.

Вместе с этим, среди комплекса мер по совершенствованию судебно-правовой сферы важное место занимает отмена смертной казни в Республике Узбекистан и введение института «Хабеас корпус».

Третий период (2010–2016 года) непосредственно связан с принятой в 2010 году в Республике Узбекистан Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, в которой была предложена дальнейшая декриминализация уголовного законодательства, путем перевода некоторых видов уголовных преступлений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности.

Важное значение в укреплении авторитета судебной власти, создании эффективной, отвечающей современным демократическим требованиям системы подбора и расстановки судейских кадров, имело принятие указов Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному улучшению социальной защиты работников судебной системы» от 2 августа 2012 года и «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов» от 30 ноября 2012 года, а также распоряжения Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании деятельности Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан» от 29 декабря 2012 года. В целях повышения уровня компьютеризации и эффективности использования компьютерной техники, создания в судах информационных систем и ресурсов 10 декабря 2012 года было принято постановление Правительства № 346 «О мерах по внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий». Данный шаг способствовал внедрению в республике электронного судопроизводства, которое с успехом применяется во многих странах.

Большое значение для дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности судов общей юрисдикции, реализации мер по наведению должного порядка и оптимизации загруженности в судах имел Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности деятельности районных и городских судов общей юрисдикции» от 4 октября 2013 года. Документом предусмотрено увеличение численности судей судов по гражданским делам, перераспределение численности областных и приравненных к ним судов, а также внесение изменений в структуру Верховного суда.

21 октября 2016 года – дата, с которой хочется начать четвертый период, был принят Указ Президента Республики Узбекистан № УП–4850 «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан», которым основными приоритетами государственной политики в сфере дальнейшего реформирования судебно-правовой системы определены:

обеспечение подлинной независимости судебной власти;

усиление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;

повышение уровня доступа к правосудию.

Данное решение главы государства несомненно будет служить становлению судебно-правовой системы на совершенно новый уровень.

Например, если частично перечислить некоторые новшества, вводимые настоящим актом, то нельзя не отметить, что в целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения престижа профессии, формирования высококвалифицированного и эффективно действующего судейского корпуса впервые пересмотрены сроки полномочий судей.

Также, в качестве логического продолжения расширения применения института «Хабеас корпус» полномочия прокуроров по санкционированию таких следственных действий, как арест почтово-телеграфных отправлений и производство эксгумации передаются в компетенцию судебных органов. Сокращение срока пересмотра судебного решения по гражданскому делу в порядке надзора с 3 лет до 1 года, а также упразднение института рассмотрения судами областного уровня уголовных и гражданских дел в порядке надзора – бесспорно являются одними из основных норм, призванных обеспечить устойчивость гражданско-правовых отношений, а также предотвращающих случаи неоднократного рассмотрения дел одной и той же надзорной инстанцией, обеспечивающих окончательность и стабильность принятых судебных решений.

Особое место в Указе занимает поручение, определяющее укрепление основ независимости судебной власти путем передачи Верховному суду Республики Узбекистан функций и полномочий органов юстиции по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.

В целях полной и своевременной реализации всех указаний, установленных в вышеназванном решении Президента, утверждена Программа комплексных мер, содержащая 45 конкретных мероприятий по 8 наиболее приоритетным сферам развития судебно-правовой системы. И в заключении можно сказать, что успешное реформирование всех направлений судебно-правовой сферы станет не только результатом, но и залогом демократизации и либерализации государства, а последовательное и поэтапное решение задач, стоящих перед судебно-правовой сферой, непременно будет служить укреплению верховенства права и формированию сильного гражданского общества.