Вопросы дальнейшего совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности
Вопросы дальнейшего совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности
Основными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются: регистрация как субъекта предпринимательства, государственный контроль (надзор), лицензирование, разрешительные процедуры, сертификация, аккредитация.
Основными методами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются: регистрация как субъекта предпринимательства, государственный контроль (надзор), лицензирование, разрешительные процедуры, сертификация, аккредитация.
При этом в мировой практике государственного регулирования предпринимательской деятельности лицензирование и разрешительные процедуры признаются как самые строгие административные барьеры для входа на рынок хозяйствующих субъектов.
Одним из ключевых моментов в формировании в стране современной экономики, способствующих развитию предпринимательской активности, является устранение избыточных административных барьеров на пути ведения бизнеса.
Недостатки, сложившиеся в сфере лицензирования отдельных видов деятельности и разрешительных процедур, превратили процесс получения лицензий и разрешений в один из таких барьеров.
Большинство предпринимателей отмечают, что законодательные требования создают проблемы, отнимают много времени и требуют слишком больших затрат. При этом основные причины возникновения этих проблем, в принципе, одинаковы в большинстве стран мира: слишком большое количество сложных, часто изменяющихся форм и требований и частая необходимость представления этих форм и исполнения требований.
За последние годы в Узбекистане созданы необходимые благоприятные условия по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития.
Приняты комплексные организационно-правовые меры по кардинальному повышению качества и доступности предоставления государственных услуг предпринимательским структурам, обеспечению прозрачности прохождения субъектами предпринимательства регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, оказанию им необходимых консультаций с широким внедрением современных информационно-коммуникационных технологий.
Только в течение 2011-2014 гг. отменено 167 разрешительных процедур и 17 лицензий, что является огромным шагом в создании необходимых условий для осуществления субъектами предпринимательства своей деятельности.
Предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства государственных органов в их деятельность, обеспечение раннего предупреждения, повышение эффективности профилактики и недопущение правонарушений определено в качестве важнейшего приоритета государственной политики и первостепенной задачи государственных органов в сфере дальнейшего развития предпринимательской деятельности.
В целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности Указом Президента Республики Узбекистан от 05.10.2016 г. № УП–4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» и Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека» определены задачи по повышению прозрачности прохождения разрешительных и лицензионных процедур, оптимизации их количества и сроков рассмотрения, в том числе с целью исключения возможности формирования коррупциогенных факторов и искоренения фактов бюрократии, а также по отмене требований по сроку действия лицензий и разрешительных документов.
Реализация данных задач обуславливает совершенствование законодательства в сфере лицензирования и разрешительных процедур путем установления упрощенных механизмов прохождения лицензионных
и разрешительных процедур, обеспечения прозрачности, исключения неопределенностей и необоснованного административного усмотрения.
Актуальным становится сокращение административного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, поиск оптимальных механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности, предусматривающих сокращение лицензионных и разрешительных процедур, широкое использование альтернативных методов регулирования предпринимательской деятельности, таких как общественный контроль, саморегулирование, сертификация, аккредитация, страхование гражданско-правовой ответственности, техническое регулирование.
Еще одним важнейшим приоритетом и основной задачей государственной политики в области лицензирования и разрешительных процедур должно стать активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, широкое применение принципа «одно окно» при выдаче лицензий и документов разрешительного характера.
В целях реализация возложенных задач Министерством юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами на постоянной основе проводится критическое изучение нормативно-правовых актов на предмет соответствия законодательству о разрешительных процедурах, лицензировании и гарантиях свободы предпринимательской деятельности.
Анализ законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и о разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности показывает, что в настоящее время имеется возможность дальнейшей оптимизации и упрощения лицензионных и разрешительных процедур.
В частности, исходя из устанавливаемых важнейших приоритетов и основных задач государственной политики, на основе анализа правоприменительной практики, национального законодательства и законодательства зарубежных стран министерством разработан проект документа, предусматривающий:
отмену отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, не отвечающих современным требованиям и по которым имеются другие методы регулирования;
объединение отдельных лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур в целях упрощения порядка оформления лицензий и документов разрешительного характера;
сокращение сроков оформления отдельных лицензий и документов разрешительного характера за счет оптимизации внутренних процедур рассмотрения заявлений;
передачу функции по лицензированию отдельных видов деятельности от Кабинета Министров Республики Узбекистан соответствующим государственным органам в целях устранения бюрократических барьеров, сокращения сроков оформления лицензий;
отмену требования по сроку действия отдельных лицензий и документов разрешительного характера;
реализацию мер по дальнейшему сокращению и упрощению процедур при получении лицензий и документов разрешительного характера, предусматривающих, в частности, конкретизацию видов деятельности, подлежащих лицензированию, отмену требования о представлении для получения лицензии отдельных документов путем развития межведомственного взаимодействия уполномоченных органов и введения типовых документов;
введение в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности принципа «молчаливого согласия», который широко применяется в законодательстве о разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности.
Проект документа размещен для обсуждения на Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан, в котором приняли участия, в частности, субъекты предпринимательства.
Следует отметить, что реализация указанных мер позволит устранить административные барьеры на пути развития предпринимательства, как ключевого фактора устойчивого развития экономики, упразднить устаревшие и излишние функции государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также будет способствовать исключению возможности формирования коррупциогенных факторов и искоренению фактов бюрократии.