Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



01:36:25 (GMT +5), ПН, 29 апр 2024

Новый этап в реформировании государственного управления

Новый этап в реформировании государственного управления

Важнейшей задачей на пути реализации стратегической цели, построения в Республике Узбекистан демократического правового государства, является либерализация, модернизация и демократизация государственного управления.


Важнейшей задачей на пути реализации стратегической цели, построения в Республике Узбекистан демократического правового государства, является либерализация, модернизация и демократизация государственного управления. Руководством страны проводится масштабная работа по формированию новых институтов и систем, преобразованию механизмов власти и управления.

Государственное управление включает механизмы, процедуры и институты власти, посредством которых граждане могут выражать свои интересы, осуществлять законные права, выполнять обязательства и разрешать противоречия. Эффективное государственное управление предполагает наличие законов и институтов, основанных на принципах верховенства закона, прозрачности, подотчетности и участия широких масс населения в процессах принятия политических решений.

Предпосылками создания и применения принципов разделения властей и системы сдержек и противовесов являются  ограничение произвольности использования полномочий, обеспечение условий для контроля за деятельностью в основном исполнительной власти со стороны граждан.

В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Узбекистан система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

К основным законодательным актам регулирующим предмет деятельности органов исполнительной власти, а также определяющий их правовой статус, помимо Конституции Республики Узбекистан относятся Законы «О Кабинете Министров Республики Узбекистан»,  «О государственной власти на местах», Указы Президента «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления» от 9 декабря 2003 года № УП-3358, а также Постановления Президента и Кабинета Министров, которыми утверждены Положения о соответствующем органе исполнительной власти и другие.

Несмотря на наличие вышеназванных законодательных актов, существуют и проблемы отсутствия законодательных норм регулирующих административные процедуры и понятие государственный служащий.  То есть, для упорядочения отношений между субъектами административного права необходимо установить единую административную процедуру, регулирующих, как процесс и порядок принятия решений, так и порядок их пересмотра, обжалования и исполнения. Также, законодательством не дано единого определения таких понятий как, «государственный служащий», «государственная должность», «государственная служба». 

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни, Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947, утверждена Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах. В рамках которой утверждена Государственная программа «Год диалога с народом и интересов человека» предусматривающая, в том числе принятие законов «Об административных процедурах» и «О государственной службе» во II и III кварталах 2017 года соответственно.

Принятие вышеназванных законодательных актов позволит оптимизировать, то есть упростить и улучшить порядок оказания государственных услуг, в том числе за счет уменьшения количества административных процедур, стоимости, сокращения сроков оказания государственных услуг. В свою очередь путем унификации документов будет устранено излишнее многообразие документов и различного порядка их подготовки и изготовления, достигнуто приведение всех документов к единым формам оформления, обработки, учета и хранения с учетом исключения из них дублирующихся сведений. Также единым документом будут установлены требования предъявляемые при приеме на работу, оценке деятельности, повышении уровень профессионализма государственных служащих, категорировать по уровню полномочий, разграничении их полномочий.