Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



05:34:19 (GMT +5), ПН, 29 апр 2024

«Совершенствование судебной системы Республики Узбекистан – требование времени!»

«Совершенствование судебной системы Республики Узбекистан – требование времени!»

Реформы, проведенные за годы независимости нашей страны способствовали демократизации и либерализации судебно-правовой сферы, повышению роли и значения судебной власти в деле защиты прав и законных интересов граждан. При этом, современные требования и стратегические приоритеты развития страны требовали дальнейшего совершенствования судебно-правовой системы.


Реформы, проведенные за годы независимости нашей страны способствовали демократизации и либерализации судебно-правовой сферы, повышению роли и значения судебной власти в деле защиты прав и законных интересов граждан. При этом, современные требования и стратегические приоритеты развития страны требовали дальнейшего совершенствования судебно-правовой системы.

Указом Президента Республики Узбекистан, принятым 21 октября 2016 года «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» ознаменован переход государственной политики в судебной сфере на качественно новый уровень, определив основными приоритетами такие задачи как обеспечение подлинной независимости судебной власти, усиление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, а также повышение уровня доступа к правосудию.

В целях реализации данных приоритетов в качестве одной из важнейших задач судебных, правоохранительных и контролирующих органов определено обеспечение неукоснительного соблюдения норм статьи 112 Конституции Республики Узбекистан о независимости судей, подчинении их только закону и принципа неотвратимости ответственности за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия.

В целом центральное место в преобразованиях, осуществляемых в судебно-правовой сфере страны, занимают последовательная демократизация судебной системы, неукоснительное соблюдение указанного конституционного принципа, обеспечивающего надежную защиту прав и свобод человека.

Вместе с тем, в принятой стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 20172021 годах расширение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, повышение уровня их доступа к правосудию, эффективности и качества судопроизводства, дальнейшее совершенствование системы отбора кандидатов и назначения на должности судей закреплены в качестве ключевых направлений реформ, проводимых в судебно-правовой сфере.

Важным шагом в реализации отмеченных задач и ознаменовании перехода государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан».

Согласно данному Указу, в целях коренного совершенствования системы отбора кандидатов и назначения на должности судей, расширения участия судей в данном процессе, повышения статуса и полномочий органа, ответственного за формирование высококвалифицированного судейского корпуса, образован Высший судейский совет Республики Узбекистан.

В качестве органа судейского сообщества Высший судейский совет призван осуществлять содействие обеспечению соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. Он включает в себя председателя Совета, назначаемого Сенатом по представлению Президента Республики Узбекистан, и 20 членов, утверждаемых Президентом Республики Узбекистан из числа судей, которые составляют большинство его состава, а также представителей правоохранительных органов, институтов гражданского общества и квалифицированных специалистов в области права. При этом 13 членов Высшего судейского совета будут осуществлять свою деятельность на постоянной основе, а остальные 8 членов на общественных началах.

Вместе с тем, на Высший судейский совет возложены задачи по формированию судейского корпуса на основе открытого и прозрачного конкурсного отбора кандидатов на должности судей из числа наиболее квалифицированных специалистов, принятию мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в их деятельность по отправлению правосудия, организации профессиональной подготовки кандидатов и судей, налаживанию диалога с населением.

Также, Совету передается полномочие назначения по согласованию с Президентом Республики Узбекистан на должность и освобождения от должности судей, за исключением судей Конституционного суда, Верховного суда Республики Узбекистан, председателей и заместителей председателей Военного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

Кроме того, в целях осуществления системного анализа судебной практики, подготовки предложений по ее совершенствованию Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде Республики Узбекистан преобразовывается в Исследовательский центр изучения проблем правосудия при Высшем судейском совете.

Необходимо также отметить, что значимым положением этого Указа стало объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в единый высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводстваВерховный суд Республики Узбекистан. Так как, данная реформа приведет к устранению дублирования функций управления судебной системой и формированию единой судебной практики. Параллельное функционирование двух высших органов судебной власти не обеспечивало единообразное применение требований законодательства и приводило к принятию различных решений по схожим вопросам.

Вместе с тем, особое значение имеет формирование новой системы судов, уполномоченных рассматривать споры, вытекающие из публично-правовых отношений, а также дела об административных правонарушениях.

Так, впервые образуются судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Узбекистан, административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районные (городские) административные суды, которые в свою очередь призваны обеспечивать реализацию конституционной гарантии прав граждан на обжалование в суд незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.

До сегодняшнего момента рассмотрение жалоб на действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц осуществлялись судами по гражданским делам и хозяйственными судами в соответствии с Гражданским и Хозяйственным процессуальными кодексами, а дела об административных правонарушенияхсудами по уголовным делам в соответствии с Кодексом об административной ответственности. Теперь подобные дела будут рассматриваться вновь создаваемыми административными судами.

Также, планируется разработка проектов законов «Об административном судопроизводстве» и «Об административных процедурах», направленных на установление процессуального порядка рассмотрения административных дел, укрепление законности в деятельности государственных органов, внедрение современных процедур реализации прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Исходя из современных требований, а также в целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения защиты прав субъектов предпринимательства настоящим Указом хозяйственные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента преобразовываются в соответствующие экономические суды. При этом, с учетом последовательного увеличения экономического потенциала страны и количества субъектов предпринимательства, будут созданы межрайонные, районные (городские) экономические суды.

Необходимость создания таких судов обусловлена наличием хозяйственных судов только областного уровня. Вследствие значительной отдаленности данных судов от отдельных районов предприниматели с момента подачи искового заявления и до разрешения судом спора были вынуждены неоднократно ездить в областной центр, что сопряжено со значительными материальными и временными затратами. Также, дислокация создаваемых экономических и административных судов на местах позволит повысить уровень доступности судебной защиты граждан, проживающих в отдаленных регионах и предпринимателей.

В целях соблюдения принципа независимости судебной власти, самостоятельного решения вопросов материально-технического и финансового обеспечения судов данным Указом образован Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, на который возложена задача по организации материально-технического и финансового обеспечения судов, созданию надлежащих условий для деятельности судов, улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.

Также, важное значение имеет передача штатной численности военных судов из состава Вооруженных Сил Республики Узбекистан в систему Верховного суда. Вхождение военных судей в штат Министерства обороны не соответствовало основополагающим принципам независимости судебной власти, организации ее деятельности, поскольку данное министерство является органом исполнительной власти.

Кроме того, для повышения эффективности деятельности судов и подготовки резерва судейских кадров в этом Указе предусмотрено введение в структуру судов должностей старшего помощника и помощника судьи, а также отдельное внимание уделено внедрению информационных и коммуникационных технологий в деятельность судов, что направлено на повышение эффективности судебной системы и уровня доступа населения к правосудию.

В заключении необходимо отметить, что реализация предусмотренных в Указе положений, несомненно, потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в некоторые акты законодательства, в том числе в Конституцию Республики Узбекистан, Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы, Закон «О судах» и иные нормативно-правовые акты.В целом, данным Указом предусмотрены исторические преобразования, которые позволят совершенствовать и оптимизировать судебную систему Республики Узбекистан с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия.