Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



02:04:01 (GMT +5), ПН, 29 апр 2024

Реформирование системы государственного управления

Реформирование системы государственного управления

Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу.


Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу. Эта идея легла в основу Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента от 8 сентября 2017 года.

Документ составлен в рамках исполнения задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах. В их числе - совершенствование системы государственного и общественного строительства путем реформирования системы государственного управления и государственной службы, внедрения современных механизмов государственно-частного партнерства, обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и управления, совершенствования системы «Электронное правительство», повышения эффективности, качества оказания и доступности государственных услуг для населения и субъектов предпринимательства.

Для достижения положительных результатов при проведении широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны необходимо создание совершенно новой и эффективно функционирующей системы государственного управления.

В этой связи в стране проводится значительная работа по кардинальному совершенствованию и модернизации системы государственного управления.

Вместе с тем, объективная оценка проделанной за последний год масштабной работы, результаты деятельности органов государственного управления, открытого и прямого диалога с населением выявили потребность в системном решении имеющихся проблем и недостатков, которые сдерживают успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения.

Так, новой страницей в совершенствовании государственного и общественного строительства Узбекистана стало принятие главой государства Указа «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан». Данный Указ стал важным шагом в реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

В Концепции административной реформы в Республике Узбекистан определены 6 основных направлений коренного реформирования системы государственного управления.

Первое направление посвящено совершенствованию институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти, в котором предусматривается оптимизация органов исполнительной власти с рациональным использованием кадровых и материальных ресурсов, повышение самостоятельности органов исполнительной власти, последовательное совершенствование системы оказания государственных услуг и дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство» и другое.

Второе направление направлено на конкретизацию задач и функций органов исполнительной власти, в связи с чем предусматривается принятие мер по повышению инициативности и роли территориальных органов исполнительной власти, внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней, использование современных методов организации работы, успешно применяемых в международной практике, внедрение современных форм взаимодействия с общественностью и другое.

Третье направление предусматривает сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления, путем ограничения создания коммерческих организаций
с участием государства, а также реорганизация существующих госпредприятий по направлениям, где положительно функционирует частный сектор, передача отдельных государственных функций в частный сектор и другое.

Четвертым направлением является совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти посредством поэтапной децентрализации государственного управления, усиления полномочий органов государственной власти на местах в вопросах подбора и расстановки руководящих кадров территориальных органов и другое.

Пятое направление включает в себя меры по внедрению в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий путем внедрения инновационных форм государственного управления, активного привлечения инвестиций в разработку инновационных идей и технологий, широкого внедрения природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Шестое направление предусматривает формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, а также установление действенных механизмов противодействия коррупции, для достижения которых предусматривается обеспечение прозрачности и открытости государственной службы, введение современной системы оплаты труда госслужащих, их социального обеспечения и другое.

В целях конкретизации в сроках, механизмах и ответственных за исполнение поставленных задач, Указом утверждена «Дорожная карта», предусматривающая свыше 40 конкретных мероприятий по практической реализации положений Концепции административной реформы в Республике Узбекистан.

Воплощение в жизнь предусмотренных в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан мер, безусловно, придаст новый импульс модернизации системы государственного управления с учетом современных тенденций инновационного развития и мировых стандартов.

Реализация административной реформы в Республике Узбекистан в целом будет способствовать полноценному воплощению в жизнь благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».