Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



18:39:48 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

Сотрудничество между правоохранительными органами в рамках Минской конвенции

Сотрудничество между правоохранительными органами в рамках Минской конвенции

Международная правовая помощь – это содействие, оказываемое судами и другими учреждениями юстиции одного государства судам и иным учреждениям юстиции другого государства в связи с рассмотрением гражданских, уголовных и других дел.


Международная правовая помощь – это содействие, оказываемое судами и другими учреждениями юстиции одного государства судам и иным учреждениям юстиции другого государства в связи с рассмотрением гражданских, уголовных и других дел.

На сегодняшней день осуществление правовой помощи по гражданским и уголовным делам между странами имеет большое практическое значение. В условиях объективной необходимости развития экономических, социальных, культурных и иных связей между государствами, в целях наиболее эффективного регулирования возникающих при налаживании указанных связей отношений, неотъемлемым началом международного права стал принцип взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества компетентных органовгосударств в рамках международных договоров.

Согласно статье 43 Конституции Республики Узбекистан государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами.

Для оказания международной правовой помощи Республика Узбекистан подписал ряд международных документов, которые обеспечивают защиту законных прав и интересов не только наших граждан, но и граждан других государств. В преамбуле Конституции Республики Узбекистан закреплено признание приоритета общепризнанных норм международного права и в соответствии со статьёй 17 Конституции Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений.

В настоящее время наша страна является участником многочисленных международных договоров о взаимном оказании правовой помощи, среди которых необходимо выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный 22 января 1993 года в г. Минск между государствами – участниками СНГ (далее – Конвенция).

Конвенция предусматривает многочисленные формы оказания учреждениями юстиции государств-участников правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Так, в соответствии со статьёй 1 Конвенции граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны.

Необходимо отметить, что оказываемая правовая помощь в рамках Конвенции разделяется на правовые отношения по гражданским и семейным делам и на правовые отношения по уголовным делам.

Порядок сношений при оказании правовой помощи установлен статьёй 5 Конвенции, в соответствии с которой при ее выполнении компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные органы. В Республике Узбекистан к числу данных центральных органов относятся Министерство юстиции в части вручения и истребования документов, производства отдельных процессуальных действий, а также Генеральная прокуратура в части экстрадиции преступников.

Согласно Конвенции (статья 6) оказываемая правовая помощь компетентными органами предусматривает проведение экспертизы, вручение документов, допрос сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, проведение обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, составление и пересылку документов, признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, возбуждение уголовного преследования, розыск и выдачу лиц, совершивших преступления, выполнение других процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны.

Конвенцией определены язык и форма поручения, а также порядок осуществления вручения документов (статья 10), в силу которого вручаемые документы должны быть написаны на языке страны-получателя или на русском языке либо снабжены заверенным переводом на эти языки.

Правовое регулирование правоотношений, осложненных иностранным элементом, в частности, порядок рассмотрения и разрешения гражданских, семейных, уголовных и иных дел, зачастую сопряжено с необходимостью производства отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства.

В случае возникновения необходимости осуществления отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства, данные действия могут быть произведены при содействии компетентных органов зарубежного государства, при этом должен соблюдаться определенный процессуальный порядок обращения к властным органам этого государства. В процессуальном плане форма обращения может быть выражена в виде просьбы, поручения, запроса.

Содержание ходатайства с просьбой об оказании правовой помощи и характер дела, по которому такая помощь оказывается, служат основанием для выделения нижеследующих ее видов:

- выполнение поручений по гражданским и уголовным делам о совершении отдельных процессуальных действий: допрос сторон, свидетелей, производство экспертизы, осмотр на месте, вручение документов и т.п.;

- предоставление информации о праве, т.е. предоставление по просьбе иностранных учреждений юстиции сведений о действующем или действовавшем праве, необходимых в связи с рассмотрением гражданских, уголовных и иных дел;

- передача компетенции, выражающаяся в передаче в соответствии с положениями международного договора полномочий суда одного государства по рассмотрению конкретного дела суду другого государства;

- оказание правовой помощи в связи с признанием и исполнением иностранных судебных решений, т.е. содействие в обеспечении реализации на территории другого государства судебных решений по гражданским, уголовным и иным делам путем: признания (полного приравнивания решения иностранного суда к вступившему в законную силу решению национального суда) и исполнения (применения к должнику в порядке, предусмотренном законом запрашиваемого государства, мер принуждения в рамках исполнительного производства);

- выдача преступников (экстрадиция) государством, на территории которого лицо находится, в запрашивающее государство в целях привлечения указанного лица к уголовной ответственности либо исполнения вынесенного в запрашивающем государстве приговора в отношении данного лица.

Статья 14 Конвенции предусматривает обязательство договаривающихся сторон пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и др. Направления обращений граждан об их истребовании, а также пересылка документов осуществляются через центральные органы (ст. 5 Конвенции).

Кроме того, Конвенция заложила правовую основу для признания и исполнения договаривающимися сторонами решений судов по гражданским и семейным делам и решений судов по уголовным делам о возмещении ущерба, вынесенных на территории других договаривающихся сторон.

Без специального производства признаются вступившие в законную силу решения, не требующие по своему характеру исполнения. Другие решения признаются на основании судебного решения договаривающейся стороны, на территории которой оно подлежит исполнению на основании ходатайства о признании.

Также, в Конвенции установлено требование о необходимости направления уведомления о вступивших в законную силу обвинительных приговорах и сведений о судимости. Так, согласно часть 1 статьи 79 Конвенции каждое из государств-участников будет ежегодно сообщать другим государствам-участникам сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных его судами в отношении граждан соответствующего государства-участника, одновременно пересылая имеющиеся отпечатки пальцев осужденных.

В заключение хотелось бы отметить, что организация оказания правовой помощи входит в обязанность специально уполномоченных на то государственных органов, на которых возлагается особая ответственность, поскольку от грамотной организации процесса оказания правовой помощи зависит авторитет государства и самих этих органов. Соответственно, процесс расширения договорно-правовых связей между компетентными органами государств-участников Конвенции требует от них более чёткого и оперативного решения вопросов, связанных с регулированием возникающих при оказании правовой помощи правоотношений по гражданским, семейным и уголовным делам.