Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



23:22:38 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО КОРПОРАТИВНЫМ СПОРАМ

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО КОРПОРАТИВНЫМ СПОРАМ

С принятием в августе нынешнего года Закона от 20 августа 2015 года № ЗРУ–391 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан (далее – Кодекс) были внесены изменения и дополнения, согласно которым все корпоративные споры, вытекающие из деятельности юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы, теперь подведомственны хозяйственным судам.


С принятием в августе нынешнего года Закона от 20 августа 2015 года № ЗРУ–391 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан (далее – Кодекс) были внесены изменения и дополнения, согласно которым все корпоративные споры, вытекающие из деятельности юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы, теперь подведомственны хозяйственным судам.

Исключением являются трудовые споры и споры, возникающие в связи с разделом наследуемого имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном фонде (уставном капитале) хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов, которые остались в подведомственности судов общей юрисдикции.

В статье 15519 Кодекса было установлено, какие дела относятся к корпоративным спорам. В частности:

1) споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица;

2) споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном фонде (уставном капитале) хозяйственных обществ и товариществ, паев членов кооперативов, установлением их обременений и реализацией вытекающих из них прав, за исключением споров, возникающих в связи с разделом наследуемого имущества или разделом общего имущества супругов, включающего в себя акции, доли в уставном фонде (уставном капитале) хозяйственных обществ и товариществ, паи членов кооперативов;

3) споры по искам участников (учредителей, членов) юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок;

4) споры, связанные с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием решений государственных и иных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

5) споры, вытекающие из деятельности номинальных держателей ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением ими иных прав и обязанностей, предусмотренных законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

6) споры, вытекающие из деятельности номинальных держателей ценных бумаг, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги, с осуществлением ими иных прав и обязанностей, предусмотренных законом в связи с размещением и (или) обращением ценных бумаг;

7) споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.

Также следует отметить, что суд разрешает и другие корпоративные споры, отнесенные законодательством к его компетенции.

В соответствии с Кодексом и указанным выше внесенным изменениям и дополнениям дела по корпоративным спорам суд рассматривает по общим правилам с учетом особенностей предусмотренных в главе 204 Кодекса. Также, особенностями дел по рассмотрению корпоративных споров являются требования к заявлению по корпоративному спору, обеспечение доступа 
к информации о нем, примирение, применение обеспечительных мер, сроков совершения отдельных процессуальных действий. Одной из особенностей корпоративных споров является и то, что они могут возникать как из гражданских, так и из публичных правоотношений.

Как показывает практика, действующая до принятия вышеуказанного закона от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391, организации и предприятия сталкивались с необходимостью защищать свои права и интересы, как в судах общей юрисдикции, так и в хозяйственном суде по разным вопросам. К ним, например, относятся как внутрикорпоративные споры, так и споры с другими организациями. К внутрикорпоративным спорам относятся, например споры участников обществ с ограниченной ответственностью между собой или с обществом или же аналогичные споры акционеров с акционерными обществами. К внутрикорпоративным спорам относятся споры организации с менеджерами (с генеральным директором и другими), т. к. по своему содержанию такие споры довольно существенно отличаются от иных трудовых споров. Они в соответствии с Кодексом, называются корпоративными спорами и выделены в отдельную категорию дел.

В соответствии со статьей 2 Кодекса Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения возникающих в экономической сфере споров и иных дел, отнесенных к его компетенции настоящим Кодексом и другими законами.

Ранее субъектами споров, рассматриваемых хозяйственными судами, были организации и индивидуальные предприниматели. В случае возникновения спора в экономической сфере, где одной из сторон являлось физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, то такой спор был подведомственен суду общей юрисдикции.

В связи с принятием Закона от 30 апреля 2013 года № ЗРУ‑352 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» были внесены дополнения в статью 23 Кодекса, в соответствии с которыми к подведомственности хозяйственных судов были отнесены дела по спорам между участниками, участниками и хозяйственными товариществами и обществами, в том числе между акционерами, акционером и акционерным обществом, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. При этом было предусмотрено, что такие дела рассматриваются хозяйственным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации или физические лица.

До принятия вышеуказанного закона от 30 апреля 2013 года № ЗРУ‑352 подведомственность всех дел определялась по общему правилу в зависимости от субъектов и характера спора. Так, в случае если спор возникал между обществом с одной стороны, и акционером, участником иного хозяйственного товарищества или общества, являющимся физическим лицом, с другой, то он разрешался судом общей юрисдикции. Если акционером, участником иного хозяйственного товарищества или общества являлось юридическое лицо, то спор разрешался хозяйственным судом.

В связи с этим, большое количество объема гражданских дел, ранее подведомственных судам общей юрисдикции, было передано хозяйственным судам.

Однако, согласно Гражданскому кодексу Республики Узбекистан, хозяйственными товариществами и обществами признаются полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество. Споры, вытекающие из деятельности юридических лиц, не являющихся хозяйственными товариществами и обществами (кооперативы, семейные предприятия, коллективные предприятия и другие), одной из сторон которых является физическое лицо, оставались в подведомственности судов общей юрисдикции, независимо от того, возник спор в экономической сфере или нет.

Исходя из этого, следует, что внесенные в Кодекс изменения и дополнения вышеуказанным законом от 30 апреля 2013 года № ЗРУ‑352 охватывал не все корпоративные споры, которые должны были быть отнесены к подведомственности хозяйственных судов, что вызывало затруднение в определении подведомственности таких споров.

Данная проблема была устранена принятием Закона от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391, согласно которому, как уже было указано выше все корпоративные споры, вытекающие из деятельности юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы, теперь подведомственны хозяйственным судам.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отнесение корпоративных споров к подведомственности хозяйственных судов исключит неопределенность, имеющуюся в отнесении подобных споров к компетенции хозяйственных судов или судов общей юрисдикции и приведет к установлению единой практики в применении норм законодательства, что в свою очередь обеспечит еще более надежную защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства.