Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



01:56:25 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

Совершенствование деятельности министерства юстиции в сфере проведения антикоррупционной экспертизы

Совершенствование деятельности министерства юстиции в сфере проведения антикоррупционной экспертизы

Необходимость проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов вытекает из международных договоров Республики Узбекистан. Так, пункт 3 статьи 5 Конвенции ООН против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года), к которой Республика Узбекистан присоединилась 7 июля 2008 года, устанавливает, что каждое государство-участник Конвенции стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции 


Необходимость проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов вытекает из международных договоров Республики Узбекистан. Так, пункт 3 статьи 5 Конвенции ООН против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года), к которой Республика Узбекистан присоединилась 7 июля 2008 года, устанавливает, что каждое государство-участник Конвенции стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции 
и борьбы с ней.

Также, рекомендацией 3.3, принятой в декабре 2010 года для Республики Узбекистан в рамках Стамбульского плана действий Организации экономического сотрудничества и развития, предусмотрено установление законодательного требования об обязательном проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, утверждение порядка, регулирующего процедуру проведения такой экспертизы, и дальнейших действий в случае выявления положений, способствующих созданию почвы для коррупции.

В связи с этим, учитывая важность предупреждения коррупции на самой ранней ее стадии, Положением о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года, на министерство возложена функция по осуществлению анализа проектов законодательных и других нормативно-правовых актов на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для проявления коррупции.

Аналогичная функция по проведению антикоррупционной экспертизы также закреплена в статье 22 Закона «О нормативно-правовых актах» в новой редакции.

Кроме того, согласно пункту 21 Правил подготовки и принятия ведомственных нормативно-правовых актов, зарегистрированных Министерством юстиции 28 февраля 2014 года за регистрационным № 2565, в ведомственных нормативно-правовых актах запрещается включение положений и норм, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления.

Однако, до декабря 2015 года законодательно не был установлен механизм и порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании вышеизложенного, 25 декабря 2015 года министром юстиции Республики Узбекистан принят приказ за № 384-мх «Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов», который зарегистрирован Министерством юстиции этим же числом за регистрационным № 2745.

Настоящий документ определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, решений органов государственной власти на местах, а также нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств на предмет выявления в их содержании коррупциогенных факторов, которые могут способствовать коррупционным проявлениям в процессе правоприменения. Нормативно-правовой акт содержит в себе задачи, принципы проведения антикоррупционной экспертизы, определяет круг субъектов антикоррупционной экспертизы, перечень коррупциогенных факторов и признаки, по которым определяются эти факторы, а также другие вопросы, связанные с проведением антикоррупционной экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза является составной частью правовой экспертизы и проводится исключительно в рамках правовой экспертизы.

В заключении следует отметить, что данный нормативно-правовой акт будет способствовать законодательному закреплению порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, а также служить единым стандартизированным документом в процессе проведения правовой экспертизы, как для сотрудников органов юстиции, так и для юридических служб других органов государственного и хозяйственного управления, а также органов государственной власти на местах.