Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



10:05:16 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

Имплементация международного договора Республики Узбекистан по противодействию коррупции

Имплементация международного договора Республики Узбекистан по противодействию коррупции

Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений проводимой в Республике Узбекистан административно-правовой реформы.


Борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений проводимой в Республике Узбекистан административно-правовой реформы. Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым во многих выступлениях и трудах особое внимание уделяется вопросам борьбы с коррупцией. В своем фундаментальном труде «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия стабильности и гарантии прогресса» глава государства рассматривает коррупцию как серьезное препятствие на пути реформ и угрозу национальной безопасности страны. Как подчеркивает глава государства: «исторический опыт и современная практика, в том числе и в некоторых новых независимых государствах, позволяют ясно представить себе те угрозы безопасности, которые несут коррупция и преступность».

В представленной 12 ноября 2010 года на совместном заседании палат Олий Мажлиса «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» Президентом Республики Узбекистан особое внимание было уделено таким вопросам предупреждения коррупции как дальнейшее совершенствование системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, усиление роли полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти в центре и на местах, осуществление мер по либерализации, самостоятельности и независимости судебной системы.

В республике идет последовательная и целенаправленная работа по борьбе с коррупцией. Проблема коррупции должна решаться с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов.

Так, 7 июля 2008 года Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции ООН против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года). Указанная Конвенция вступила в силу для Республики Узбекистан 28 августа 2008 года. Присоединение республики к данной Конвенции способствовало еще большему привлечению внимания к вопросам коррупции и придало проблеме снижения коррупционных рисков в законодательстве статус официального требования к деятельности всех государственных органов и иных организаций.

Пункт 3 статьи 5 Конвенции устанавливает, что каждое государство-участник Конвенции стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Необходимо подчеркнуть, что правовая система Республики Узбекистан основывается на романо-германской правовой системе. Как известно, отличительная особенность романо-германской правовой системы заключается в том, что основным источником права в данной правовой семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют единую иерархическую систему законодательства.

Таким образом, первым звеном, которое может содействовать проявлению коррупции, являются нормативно-правовые акты – основа правовой системы республики.

Любая норма проекта нормативно-правового акта, в которой обнаруживается коррупционный фактор, признается коррупциогенной, что означает, что она может быть использована в коррупционных целях. Однако это не означает более жесткого утверждения – что она обязательно будет использована в этих целях. Не каждый коррупционный фактор становится основой коррупционной практики, но коррупционная практика чаще всего основана на коррупционных факторах законодательства. Коррупционные факторы должны быть устранены из законодательства не потому, что они в каждом случае уже используются в коррупционных целях, а потому, что они могут быть использованы в этих целях.

Это означает также, что коррупциогенная норма должна быть устранена или скорректирована, так, чтобы она не создавала «правовые» предпосылки коррупции – не содержала коррупционных факторов. Решением данной проблемы призвана стать антикоррупционная экспертиза.

Именно в связи с этим, а также учитывая важность предупреждения коррупции на уровне проектов нормативно-правовых актов, постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года утверждено новое Положение о Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Данным Положением на министерство был возложен ряд новых задач и функций в области осуществления деятельности по проведению единой государственной политики в сфере нормотворчества и правоприменительной практики.

Кроме того, норма о проведении антикоррупционной экспертизы была закреплена на уровне закона: в статье 22 Закона «О нормативно-правовых актах» в новой редакции, согласно которой в ходе правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента осуществляют также их анализ на предмет выявления в них положений и норм, создающих условия для коррупции, совершения других правонарушений в системе органов государственной власти и управления, а также вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательства, приводящие к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства.

Таким образом, министерством проводится экспертиза проектов нормативно-правовых актов не только на предмет выявления в них коррупционных факторов, но и также предпосылок для совершения иных правонарушений, например, таких как злоупотребление властью либо бездействие власти.

В целях определения порядка выявления и устранения в подготавливаемых государственными органами проектах нормативно-правовых актов коррупциогенных норм приказами Министра юстиции были утверждены Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и Методика осуществления анализа проектов нормативно-правовых актов на предмет выявления в них положений и норм, вводящих избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательства, а также приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательства.

Антикоррупционная экспертиза проектов осуществляется Министерством юстиции и территориальными подразделениями при проведении правовой экспертизы проектов в установленном порядке. При этом результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Министерства юстиции и территориального подразделения, которое подготавливается по результатам проведенной правовой экспертизы.

В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления в проектах коррупциогенных факторов и разработки рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия выявленных в проектах коррупциогенных факторов. В Методике также приводится понятие коррупциогенных факторов.

Так, под коррупциогенными факторами понимаются положения проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, а также пробелы в правовом регулировании.

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в частности: 1) широта дискреционных полномочий (полномочий должностного лица, из содержания которого невозможно определить пределы этих полномочий), заключающаяся в отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий государственных органов (их должностных лиц); 2) необоснованное определение компетенции с использованием формулировки «вправе», то есть диспозитивное установление возможности совершения государственными органами (их должностными лицами) определенных действий в отношении граждан и организаций.

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, является, например: 1) наличие завышенных требований, предъявляемых к лицу для реализации принадлежащего ему права, то есть установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; 2) отсутствие четкой регламентации осуществления прав граждан и организаций.

При этом отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями государственных органов (их должностных лиц), отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности государственных органов (их должностных лиц), и порядка предоставления государственными органами (их должностными лицами) информации по запросам граждан и организаций являются коррупциогенными факторами, которые связаны с наличием пробелов в правовом регулировании.

Хотелось бы подчеркнуть, что противодействие коррупции не должна ограничиваться лишь проведением антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Должны также проводиться экспертизы проектов международных договоров по недопущению создания условий для возникновения коррупции.

Принятый 2 мая 2012 года в новой редакции Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предусматривает, что во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятенльности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

Также, 20 декабря 2012 года принят Закон «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», направленный на совершенствование системы управления, устранение излишних бюрократических барьеров при осуществлении разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, обеспечение полной прозрачности управленческих действий, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательства путем установления перечня необходимых документов для выдачи разрешений, сроков выдачи разрешений, снижение возможностей для должностных злоупотреблений. Закон установил полномочия государственных органов в сфере разрешительных процедур, установил единый порядок подачи и рассмотрения заявлений о выдаче документа разрешительного характера, сроки рассмотрения, порядок выдачи дубликата, переоформления, приостановления, прекращения и аннулирования документа разрешительного характера.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 25 августа 2011 года с 1 сентября 2011 года было отменено действие 50 разрешительных процедур. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 октября 2011 года с 1 ноября 2011 года отменено действие 15 разрешительных процедур.

Указом Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года на 129 сокращено количество государственной статистической, финансовой, налоговой и других видов отчетности за счет их упразднения и объединения дублирующих форм, по 55 видам статистической, финансовой и налоговой отчетностей сокращена периодичность их представления, с 1 августа 2012 года отменено 80 разрешительных процедур (26% от их общего количества), а также 15 лицензируемых видов деятельности (20% от общего числа), в том числе за счет их объединения.

Принятие указанных нормативно-правовых актов послужило устранению излишних бюрократических барьеров на пути развития предпринимательства, и непосредственно способствовало противодействию коррупции.

Кроме того, важным фактором в противодействии коррупции является работа по повышению правового сознания населения в данной сфере.

Положением о Министерстве юстиции Республики Узбекистан на Министерство юстиции возложено осуществление эффективной координации работы государственных органов, общественных объединений в сфере правовой пропаганды и просвещения, направленной на повышение правосознания, правовой культуры населения и укрепление законности в обществе.

Повышение правосознания и правовой культуры в обществе включает в себя совершенствование системы правового обучения и правового воспитания; достижение уважительного отношения к закону и праву всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами; повышение правовой грамотности населения; обеспечение социально-правовой активности граждан, что является основой мер по борьбе с коррупцией.

Органами юстиции совместно с иными органами и организациями проводятся различные мероприятия по разъяснению сути и значения проводимой работы по борьбе с коррупцией.

В заключение хотелось бы отметить, что дальнейшее имплементация международных договоров в законодательство, наряду с принятием комплекса мер по предупреждению коррупции будет служить дальнейшей демократизации и либерализации законодательства, созданию надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечению прозрачности и открытости при взаимодействии государственных структур и субъектов предпринимательства, и в конечном итоге, будет способствовать дальнейшему улучшению в Узбекистане делового климата.