Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



07:39:27 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

Международных договорах в сфере оказания правовой помощи гражданам

Международных договорах в сфере оказания правовой помощи гражданам

Правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом, в частности, порядок рассмотрения и разрешения гражданских, семейных, уголовных и иных дел, зачастую сопряжено с необходимостью производства отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства.


Правовое регулирование отношений, осложненных иностранным элементом, в частности, порядок рассмотрения и разрешения гражданских, семейных, уголовных и иных дел, зачастую сопряжено с необходимостью производства отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства. При этом необходимо учитывать, что одним из общепризнанных принципов международного права является принцип суверенности каждого государства, в соответствии с которым государству на его территории принадлежит вся полнота власти.

В условиях объективной необходимости развития экономических, социальных, культурных и иных связей между государствами, в целях наиболее эффективного регулирования возникающих при налаживании указанных связей отношений, наряду с принципом суверенитета государств неотъемлемым началом международного права стал принцип взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества между странами.

В случае возникновения необходимости осуществления отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства, данные действия могут быть произведены при содействии компетентных учреждений зарубежного государства, при этом должен соблюдаться определенный процессуальный порядок обращения к властным органам этого государства. В процессуальном плане форма обращения может быть выражена в виде просьбы, поручения, запроса.

При подготовке современных международных соглашений в области оказания правовой помощи учитывается сложный характер реализации этой помощи. Отличительными чертами правовой помощи являются ее нацеленность на обслуживание частных лиц и частных интересов, а также необходимость сопровождения данной помощи соответствующими действиями органов публичной власти. Международная правовая помощь – это содействие, оказываемое судами и другими учреждениями юстиции одного государства судам и иным учреждениям юстиции другого государства в связи с рассмотрением гражданских, уголовных и других дел.

Обязательства Республики Узбекистан по оказанию правовой помощи обусловлены рядом международных соглашений, подписанных Узбекистаном. В настоящее время Республика Узбекистан является участником многочисленных универсальных (многосторонних) международных договоров о взаимном оказании правовой помощи, среди которых необходимо выделить Конвенцию по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1954г.), Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 1992г.), Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993г.) и др.

В соответствии с двусторонними и многосторонними международными договорами Республики Узбекистан о взаимной правовой помощи в течение 2015 года в Министерство юстиции Республики Узбекистан поступили 3295 документов, из которых 1733 поступили из компетентных органов зарубежных государств, 711 – из различных ведомств и 851 – из судов Республики Узбекистан.

Анализ поступивших документов из судов зарубежных государств показал, что запросы по оказанию правовой помощи в большинстве случаев поступают из Российской Федерации (1264) и Республики Казахстан (277), в то же время 129 запросов было направлено другими участниками Конвенции.

Содержание ходатайства об оказании правовой помощи и характер дела, по которому такая помощь оказывается, служат основанием для выделения нижеследующих ее видов:

- выполнение поручений по гражданским и уголовным делам о совершении отдельных процессуальных действий: допрос сторон, свидетелей, вручение документов и т.п.;

- предоставление информации о праве, т.е. предоставление по просьбе иностранных учреждений юстиции сведений о действующем или действовавшем праве, необходимых в связи с рассмотрением гражданских, уголовных и иных дел;

- оказание правовой помощи в связи с признанием и исполнением иностранных судебных решений, т.е. содействие в обеспечении реализации на территории другого государства судебных решений по гражданским, уголовным и иным делам путем: признания (полного приравнивания решения иностранного суда к вступившему в законную силу решению национального суда) и исполнения (применения к должнику в порядке, предусмотренном законом запрашиваемого государства, мер принуждения в рамках исполнительного производства);

- выдача преступника (экстрадиция) государством, на территории которого он находится, в запрашивающее государство в целях привлечения указанного лица к уголовной ответственности либо исполнения вынесенного в запрашивающем государстве приговора в отношении данного лица.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993г.) (далее – Минская конвенция) предусматривает многочисленные формы оказания учреждениями юстиции государств-участников данной Конвенции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Учреждениями юстиции Конвенция называет любые юрисдикционные органы, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела (пункт 2 статьи 1 Конвенции).

Порядок сношений при оказании правовой помощи установлен статьей 5 Минской конвенции, в соответствии с которой при ее выполнении компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные органы. В Республике Узбекистан к числу данных центральных органов относятся, Министерство юстиции в части вручения и истребования документов, производства отдельных процессуальных действий, а также Генеральная прокуратура в части экстрадиции преступников.

Минской конвенцией определены язык и форма поручения, а также порядок осуществления вручения документов (статья 10), в силу которого вручаемые документы должны быть написаны на языке страны-получателя 
или на русском языке, либо снабжены заверенным переводом на эти языки.

В Минской конвенции установлено требование о необходимости направления уведомления о вступивших в законную силу обвинительных приговорах и сведений о судимости. Так, согласно части 1 статьи 79 Конвенции каждое из государств-участников будет ежегодно сообщать другим государствам-участникам сведения о вступивших в законную силу обвинительных приговорах, вынесенных его судами в отношении граждан соответствующего государства-участника, одновременно пересылая имеющиеся отпечатки пальцев осужденных.

В отличие от Минской конвенции оказание правовой помощи в рамках Конвенции по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1954г.) (далее – Гаагская конвенция) осуществляется только по гражданским и торговым делам (статья 1 Конвенции). В Гаагской конвенции отсутствуют определение и четкое разграничение между понятиями «гражданские дела» и «торговые дела», в связи с чем они могут толковаться весьма широко. 

В Гаагской конвенции передача документов осуществляется по просьбе консула запрашивающего государства (статья 1).

Не исключается возможность передачи документов дипломатическим либо иным путем. Так, статья 6 Гаагской конвенции предоставляет право пересылать за рубеж документы почтой непосредственно заинтересованным лицам, а также вручать их через судебных исполнителей или компетентные должностные лица иностранного государства. Вместе с тем, Гаагской конвенцией не установлены содержание и форма поручения. Единственное требование к документам содержится в статье 3 Конвенции, согласно которой подлежащие вручению документы должны быть составлены в двух экземплярах на языке запрашиваемых властей или на языке, о котором достигнута договоренность между двумя заинтересованными государствами, либо к этому документу должен быть приложен его перевод.

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 1992г.), (далее – Киевское соглашение) регулирует исключительно вопросы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отношений между хозяйствующими субъектами, из их отношений 

с государственными и иными органами (другими словами, порядок разрешения хозяйственных дел).

Киевским соглашением, в отличие от Минской и Гаагской конвенций, предусматривается, что при необходимости получения правовой помощи компетентные суды направляют судебные поручения непосредственно в компетентный суд запрашиваемой страны (статья 5 Соглашения). В качестве языка общения при переписке в рамках Киевского соглашения определен русский язык; форма судебного поручения не установлена.

Республикой Узбекистан в сфере оказания правовой помощи заключены и двусторонние международные договоры с Азербайджаном, Грузией, Турцией, Латвией, Литвой, Чехией, Болгарией, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Китайской Народной Республикой, Южной Кореей, Пакистаном, Ираном, Индией.

Соблюдение законности на территории Республики Узбекистан по вопросам международного сотрудничества в целом влияет на международный престиж нашего государства, стабильность его положения в мировом сообществе. Организация оказания правовой помощи входит в обязанность специально уполномоченных на то государственных органов (в их числе Министерство юстиции Республики Узбекистана), от грамотной деятельности которых зависит авторитет нашего независимого и суверенного государства. Соответственно, процесс расширения договорно-правовых связей с зарубежными органами требует от компетентных органов республики более четкого и оперативного решения вопросов, связанных с регулированием возникающих при оказании правовой помощи правоотношений.