Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



12:49:51 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

Защита прав и интересов детей в рамках Гаагской Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей

Защита прав и интересов детей в рамках Гаагской Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей

Последние годы независимости Республики Узбекистан численность семей, супруги в которых являются гражданами разных государств, неуклонно растет, поэтому при возникновении споров приходится учитывать законодательные системы вовлечённых государств, которые могут существенно отличаться друг от друга.


Последние годы независимости Республики Узбекистан численность семей, супруги в которых являются гражданами разных государств, неуклонно растет, поэтому при возникновении споров приходится учитывать законодательные системы вовлечённых государств, которые могут существенно отличаться друг от друга. Именно поэтому возникла необходимость в создании и применении единых процедур для решения международных семейных конфликтов. На сегодняшний день Республика Узбекистан является участницей ряда международных соглашений, регулирующих семейные отношения, в частности, Гаагской Конвенции о гражданских аспектах международного похищения детей (Гаага, 25.10.1980 г.) (далее – Конвенция), в соответствии с которой, любой ребёнок, неправомерно вывезенный из страны обычного проживания или удерживаемый вне её, должен быть незамедлительно возвращён домой.

Узбекистан присоединилась к Конвенции в соответствии с постановлением Олий Мажлиса РУз от 01.05.1998 г. и вступила в силу для нашего государство с 01.08.1999 г.

К апрелю 2016 года Конвенцию ратифицировали 94 стран.

Целями Конвенции являются обеспечение быстрого возвращения детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в каком-либо из государств-участников, а также обеспечение эффективного соблюдения прав опеки и доступа, предоставляемых в соответствии с законодательством какого-либо из государств-участников, в других государствах-участниках Конвенции.

Конвенция устанавливает два критерия для признания перемещения или удержания ребенка незаконными:

• перемещение или удержание ребенка должны нарушать права опеки над ребенком, которыми было наделено определенное физическое или юридическое лицо, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания;

• во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись, совместно или индивидуально, или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание.

Настоящая конвенция применяется к любому ребенку, постоянно проживавшему в государстве-участнике непосредственно перед нарушением прав опеки или доступа. Настоящая Конвенция не действует детям достигшим возраста 16 лет.

В соответствии с положениями Конвенции права опеки включают права, связанные с заботой какого-либо лица о ребенке, включая право определять место жительства ребенка и права доступа включают право переместить ребенка на ограниченный период времени в какое-либо иное место вне его постоянного места жительства.

Любое лицо, учреждение или иной орган, претендующий на то, что какой-либо ребенок был перемещен или задержан в нарушение прав опеки, может подать заявление центральному органу страны постоянного пребывания ребенка или центральному органу любого иного государства-участника с просьбой о помощи в возвращении ребенка.

Государство-участник Конвенции назначает центральный орган власти для выполнения обязанностей, налагаемых Конвенцией на данный орган. Федеральные государства, в которых существует более одной системы законодательства или государства, имеющие автономные территориальные образования, имеют право назначать более одного центрального органа власти и определять территориальные границы их компетенции. В случае если государство назначило более чем один центральный орган, оно обязано определить центральный орган, на имя которого следует подавать заявления для передачи соответствующему центральному органу в пределах данного государства.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.05.2000 г. №192 в Узбекистане центральным органом по обеспечению выполнения обязанностей, вытекающих из Конвенции, определено Министерство юстиции Республики Узбекистан, а также установлено, что указания центрального органа в рамках Конвенции обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами и органами государственной власти на местах Республики Узбекистан.

Центральный орган страны пребывания ребенка обязан принять или организовать принятие всех необходимых мер для выяснения местонахождения ребенка, который был незаконно перемещен или задержан и организовать добровольное возвращения ребенка или достижения мирного разрешения проблем. Кроме того, центральные органы обязаны принять соответствующие меры в целях предотвращения нанесения дальнейшего вреда ребенку или ущерба третьей стороне путем принятия или организации принятия временных мер и при необходимости возбуждать судебное или административное дело с целью добиться возвращения ребенка, а также, в соответствующих случаях, принять меры для организации или обеспечения эффективного использования права доступа.

Конвенция требует незамедлительного возвращения ребёнка, однако, если другой родитель или учреждения и организации, которые наделены правами, сможет доказать наличие исключительных обстоятельств, то компетентные органы в праве принять решение о невозвращении ребёнка. Такими исключениями являются случаи, когда:

• фактически право опеки не осуществлялось, то есть родитель, подавший заявление, фактически не исполнял родительские обязанности;

• существует серьезная угроза причинения физического или психологического вреда ребёнку в результате его возвращения;

• ребёнок возражает против возвращения, и достиг такого возраста и степени зрелости, при котором его мнение следует учитывать;

• с момента похищения прошло более одного года, и ребёнок адаптировался в новой среде;

• возвращение ребёнка повлечет за собой нарушение прав человека и основных свобод.

Следует обратить внимание, что Конвенция направлена именно на возвращение незаконно вывезенной (удерживаемой) ребенка, поэтому она не регулирует ни процедуру определения постоянного места жительства ребенка, ни установление или изменение порядка заботы. Указанные вопросы решаются исключительно административными или судебными органами страны постоянного проживания ребенка. Конвенция охватывает лишь общие процедурные вопросы возвращения ребенка.