Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



09:17:16 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

Обеспечение соблюдения прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, закрепленныхв законах и международных договорах Республики Узбекистан,на примере деятельности органов юстиции

Обеспечение соблюдения прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, закрепленныхв законах и международных договорах Республики Узбекистан,на примере деятельности органов юстиции

Свобода ассоциаций или свобода объединения является однимиз основополагающих прав человека.


Свобода ассоциаций или свобода объединения является однимиз основополагающих прав человека.

Еще в XVIII–XIX вв. различные философы считали возможность граждан свободно объединяться необходимым условием справедливогои демократического государства. К примеру, французский мыслительА. де Токвиль в середине XIX в. писал: «Если бы люди, живущиев демократических странах, не имели бы права или готовности объединяться в политических целях, их независимость подверглась бы великой опасности, но они еще долго могли бы сохранять свои богатства и знания, если же они не приобрели бы привычки объединяться в повседневной жизни, под угрозой оказалась бы сама цивилизация».

Несомненно, реализация права на объединение в демократическом государстве это необходимая мера обеспечения политической свободы человека и гражданина. Без свободной самоорганизации граждан, в том числе в общественные объединения, невозможно построение гражданского общества. Данное право обладает большой социальной и политической значимостью.

В сегодняшней правовой науке выработаны определенные подходык пониманию этого права. Так, по мнению некоторых ученых, правами на объединение являются субъективные права создавать объединение, вступать, пребывать (участвовать) в нем, реализация которых направлена на объединение граждан между собой. Также под правами на объединение понимаются субъективные права воздержаться от вступления в объединение и выходить из него – как дополнительные гарантии добровольности.

Нормы, касающиеся свободы объединения, содержатся во многих документах международного характера.

К примеру, Устав ООН среди прочих принципов провозглашает принцип свободы объединения, преамбула Устава Международной организации труда (МОТ) провозглашает в числе средств, способных улучшить условия труда и обеспечить мир, признание принципа свободы объединения.

Статья 20 Всеобщей декларации прав человека гласит «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».

Конкретизируя содержание права на свободу ассоциаций, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года провозглашает следующее: «Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов» (пункт первый статьи 22).

Этот список можно продолжить, отметив при этом, что основная работа в данном направлении проведена и ведётся в рамках ООНи её специализированных учреждений, прежде всего МОТ.

На сегодняшний день процесс воздействия демократических правовых идей и норм международного права на развитие национального законодательства является вполне естественным процессом.

Как Всеобщая декларация, так и все последующие международно-правовые документы в области прав и свобод человека оказывалии продолжают оказывать огромное влияние на развитие национального законодательства большинства государств мира. Это особенно важно, поскольку для государств-участников тех или иных международных документов, после выполнения соответствующих процедур (ратификации), содержащиеся в них предписания становятся обязательными.

Сравнительное исследование внутригосударственного и международно-правового содержания права на объединение позволяет правильно оценивать тенденции развития общественно-политической системы общества, воплощение демократических институтов. Мировая история наглядно показывает возрастающее значение общественных объединений, оказывающих серьезное воздействие не только на внутреннюю и внешнюю политику государства, но и в целом на международные отношения.

Многие международно-правовые акты закрепили и тем самым признали важную роль общественных объединений в защите прав человека, в гуманитарной деятельности на национальном, региональноми международном уровнях и подчеркнули важность сотрудничества между правительствами и общественными объединениями.

С первых лет независимости Узбекистан осознал тот факт, что без участия международных организаций и присоединения к основным международным актам о правах человека невозможно построить демократическое правовое государство. В настоящее время Узбекистан присоединился к более чем 70 основным международным документам
в данной области – Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Женевские Конвенции и Дополнительные Протоколы к ним, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Парижская хартия для новой Европы и многие другие.

В то же время обретение государственной независимости и принятие Конституции стали новым началом в деле построения открытого гражданского общества, развития различных общественных организаций.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, отмечая стратегические направления устойчивого демократического развития общества на основе растущей заботы о защите и поощрении прав человека, подчеркивает, что: «Создание общественных и негосударственных структур должно быть велением времени, потребностью самой жизни. А местные и центральные органы власти и управления должны не только не препятствовать этому процессу, а, напротив, всячески содействовать, поощрять формирование этих новых демократических и общественных структур. С тем, чтобы все больше и больше людей могли принимать участие в общественно-политической жизни, в самом процессе созидания, построения гражданского общества, формирования тех ценностей, которые определяют суть нашей жизни. И тогда все меньше будет тех, кто отвел себе роль сторонних наблюдателей и критиков.

В статье 32 Конституции закреплено право граждан Республики Узбекистан участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом закрепленное в статье 34 Конституции право граждан объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях свидетельствует о том, что оно возведено в государственную задачу на конституционном уровне.

В Основном законе негосударственным некоммерческим организациям посвящена отдельная глава, которая стала основой законодательного обеспечения прав и свобод граждан на создание негосударственных некоммерческих организаций и гарантий на свободу их деятельности.

В частности, согласно статье 58 Конституции, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни. При этом вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.

Это есть неопровержимое свидетельство того, что Узбекистан в полной мере имплементировал требование статьи 22 Международного пактао гражданских и политических правах.

Нормы Конституции конкретизируются и раскрываются в законах и подзаконных актах, устанавливающих прочные правовые основы и гарантии для создания и функционирования различных форм негосударственных некоммерческих организаций – общественных объединений, общественных фондов, учреждений, их ассоциаций и союзов и т.д.

В их числе можно отметить законы «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «О негосударственных некоммерческих организациях», «Об общественных фондах», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», «О политических партиях»,«О свободе совести и религиозных организациях» и более 200 других нормативно-правовых актов.

Как результат организационно-правовых меры, принятых за истекший период, количество зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций последовательно увеличивается. В настоящее время их количество превышает более 8 500 организаций.

Большое значение в защите прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций имеет принятое Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП–2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества».

В целях практической реализации постановления Президента, 10 марта 2014 года принято постановление Правительства за №57.

В соответствии с вышеуказанными актами законодательства совершенствовано и значительно упрощены организационно-правовые механизмы создания и организации деятельности негосударственных некоммерческих организаций, в частности:

1. Снижены в 5 раз ставки государственных пошлин за государственную регистрацию ННО, в 2,5 раза размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию их символик. При этом государственные пошлины за регистрацию негосударственных некоммерческих организаций инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимается в размере 50% от размеров утвержденных государственных пошлин;

2. Не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию и постановку на учет обособленных подразделений негосударственных некоммерческих организаций (представительств и филиалов), в том числе наделенных правами юридического лица;

3. Снижен с двух до одного месяца срок рассмотрения заявления о государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций;

4. Упрощена процедура оформления учредительных документов, в том числе исключено требование о нотариальном заверении, а также учредительные документы теперь представляются не в трех, как это было раньше, а только в двух экземплярах и только на государственном языке;

5. Упрощен порядок подачи документов на перерегистрацию негосударственных некоммерческих организаций и др.

Вместе с этим, постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года №57 утвержден План дополнительных мер по совершенствованию правовых основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Важное внимание уделено вопросам соблюдения органами государственного управления прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, закрепленных в национальном законодательстве и международных договорах Республики Узбекистан.

Как продолжение практической реализации «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» 28 декабря 2013 года принят Закон «Об экологическом контроле», где ННО определены в качестве основных субъектов экологического контроля.

5 мая 2014 года принят Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и 25 сентября 2014 года принят Закон «О социальном партнерстве».

В соответствии с Законом «О социальном партнерстве» создан новый механизм финансирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций посредством общественных фондов при Жокары Кенесе Республики Каракалпакстан, кенгашах народных депутатов областе и города Ташкента, как одна из форм государственной поддержкии эффективного привлечения негосударственных некоммерческих организаций в реализации важных социально-экономических задач.

Обращая объективный взор на происходящие положительные законодательные изменения в сфере регулирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций, в заключение можнос уверенностью констатировать то, что все они в строгом соответствиис общепризнанными нормам и принципам международного права направлены на усиление роли и влияния институтов гражданского общества в принятии важнейших государственных решений, всесторонней защите прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций.