Обеспечение соблюдения прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, закрепленныхв законах и международных договорах Республики Узбекистан,на примере деятельности органов юстиции
Обеспечение соблюдения прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, закрепленныхв законах и международных договорах Республики Узбекистан,на примере деятельности органов юстиции
Свобода ассоциаций или свобода объединения является однимиз основополагающих прав человека.
Еще в XVIII–XIX вв. различные философы считали возможность граждан свободно объединяться необходимым условием справедливогои демократического государства. К примеру, французский мыслительА. де Токвиль в середине XIX в. писал: «Если бы люди, живущиев демократических странах, не имели бы права или готовности объединяться в политических целях, их независимость подверглась бы великой опасности, но они еще долго могли бы сохранять свои богатства и знания, если же они не приобрели бы привычки объединяться в повседневной жизни, под угрозой оказалась бы сама цивилизация».
Несомненно, реализация права на объединение в демократическом государстве это необходимая мера обеспечения политической свободы человека и гражданина. Без свободной самоорганизации граждан, в том числе в общественные объединения, невозможно построение гражданского общества. Данное право обладает большой социальной и политической значимостью.
В сегодняшней правовой науке выработаны определенные подходык пониманию этого права. Так, по мнению некоторых ученых, правами на объединение являются субъективные права создавать объединение, вступать, пребывать (участвовать) в нем, реализация которых направлена на объединение граждан между собой. Также под правами на объединение понимаются субъективные права воздержаться от вступления в объединение и выходить из него – как дополнительные гарантии добровольности.
Нормы, касающиеся свободы объединения, содержатся во многих документах международного характера.
К примеру, Устав ООН среди прочих принципов провозглашает принцип свободы объединения, преамбула Устава Международной организации труда (МОТ) провозглашает в числе средств, способных улучшить условия труда и обеспечить мир, признание принципа свободы объединения.
Статья 20 Всеобщей декларации прав человека гласит «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций».
Этот список можно продолжить, отметив при этом, что основная работа в данном направлении проведена и ведётся в рамках ООНи её специализированных учреждений, прежде всего МОТ.
На сегодняшний день процесс воздействия демократических правовых идей и норм международного права на развитие национального законодательства является вполне естественным процессом.
Как Всеобщая декларация, так и все последующие международно-правовые документы в области прав и свобод человека оказывалии продолжают оказывать огромное влияние на развитие национального законодательства большинства государств мира. Это особенно важно, поскольку для государств-участников тех или иных международных документов, после выполнения соответствующих процедур (ратификации), содержащиеся в них предписания становятся обязательными.
Сравнительное исследование внутригосударственного и международно-правового содержания права на объединение позволяет правильно оценивать тенденции развития общественно-политической системы общества, воплощение демократических институтов. Мировая история наглядно показывает возрастающее значение общественных объединений, оказывающих серьезное воздействие не только на внутреннюю и внешнюю политику государства, но и в целом на международные отношения.
Многие международно-правовые акты закрепили и тем самым признали важную роль общественных объединений в защите прав человека, в гуманитарной деятельности на национальном, региональноми международном уровнях и подчеркнули важность сотрудничества между правительствами и общественными объединениями.
В то же время обретение государственной независимости и принятие Конституции стали новым началом в деле построения открытого гражданского общества, развития различных общественных организаций.
Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, отмечая стратегические направления устойчивого демократического развития общества на основе растущей заботы о защите и поощрении прав человека, подчеркивает, что: «Создание общественных и негосударственных структур должно быть велением времени, потребностью самой жизни. А местные и центральные органы власти и управления должны не только не препятствовать этому процессу, а, напротив, всячески содействовать, поощрять формирование этих новых демократических и общественных структур. С тем, чтобы все больше и больше людей могли принимать участие в общественно-политической жизни, в самом процессе созидания, построения гражданского общества, формирования тех ценностей, которые определяют суть нашей жизни. И тогда все меньше будет тех, кто отвел себе роль сторонних наблюдателей и критиков.
В статье 32 Конституции закреплено право граждан Республики Узбекистан участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом закрепленное в статье 34 Конституции право граждан объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях свидетельствует о том, что оно возведено в государственную задачу на конституционном уровне.
В Основном законе негосударственным некоммерческим организациям посвящена отдельная глава, которая стала основой законодательного обеспечения прав и свобод граждан на создание негосударственных некоммерческих организаций и гарантий на свободу их деятельности.
В частности, согласно статье 58 Конституции, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни. При этом вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.
Это есть неопровержимое свидетельство того, что Узбекистан в полной мере имплементировал требование статьи 22 Международного пактао гражданских и политических правах.
Нормы Конституции конкретизируются и раскрываются в законах и подзаконных актах, устанавливающих прочные правовые основы и гарантии для создания и функционирования различных форм негосударственных некоммерческих организаций – общественных объединений, общественных фондов, учреждений, их ассоциаций и союзов и т.д.
Как результат организационно-правовых меры, принятых за истекший период, количество зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций последовательно увеличивается. В настоящее время их количество превышает более 8 500 организаций.
Большое значение в защите прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций имеет принятое Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП–2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества».
В целях практической реализации постановления Президента, 10 марта 2014 года принято постановление Правительства за №57.
В соответствии с вышеуказанными актами законодательства совершенствовано и значительно упрощены организационно-правовые механизмы создания и организации деятельности негосударственных некоммерческих организаций, в частности:
1. Снижены в 5 раз ставки государственных пошлин за государственную регистрацию ННО, в 2,5 раза размеры сборов, взимаемых за государственную регистрацию их символик. При этом государственные пошлины за регистрацию негосударственных некоммерческих организаций инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимается в размере 50% от размеров утвержденных государственных пошлин;
2. Не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию и постановку на учет обособленных подразделений негосударственных некоммерческих организаций (представительств и филиалов), в том числе наделенных правами юридического лица;
3. Снижен с двух до одного месяца срок рассмотрения заявления о государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций;
4. Упрощена процедура оформления учредительных документов, в том числе исключено требование о нотариальном заверении, а также учредительные документы теперь представляются не в трех, как это было раньше, а только в двух экземплярах и только на государственном языке;
5. Упрощен порядок подачи документов на перерегистрацию негосударственных некоммерческих организаций и др.
Вместе с этим, постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года №57 утвержден План дополнительных мер по совершенствованию правовых основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций. Важное внимание уделено вопросам соблюдения органами государственного управления прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, закрепленных в национальном законодательстве и международных договорах Республики Узбекистан.
5 мая 2014 года принят Закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и 25 сентября 2014 года принят Закон «О социальном партнерстве».
В соответствии с Законом «О социальном партнерстве» создан новый механизм финансирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций посредством общественных фондов при Жокары Кенесе Республики Каракалпакстан, кенгашах народных депутатов областе и города Ташкента, как одна из форм государственной поддержкии эффективного привлечения негосударственных некоммерческих организаций в реализации важных социально-экономических задач.
Обращая объективный взор на происходящие положительные законодательные изменения в сфере регулирования деятельности негосударственных некоммерческих организаций, в заключение можнос уверенностью констатировать то, что все они в строгом соответствиис общепризнанными нормам и принципам международного права направлены на усиление роли и влияния институтов гражданского общества в принятии важнейших государственных решений, всесторонней защите прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций.