Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



09:11:20 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

Вопросы обеспечения эффективного механизма защиты прав и свобод человека: институт адвокатуры

Вопросы обеспечения эффективного механизма защиты прав и свобод человека: институт адвокатуры

Сегодня перед мировым сообществом как никогда актуальной задачей стоит защита прав и свобод человека. Данным вопросом в масштабах мира занимаются несколько международных организаций.


Сегодня перед мировым сообществом как никогда актуальной задачей стоит защита прав и свобод человека. Данным вопросом в масштабах мира занимаются несколько международных организаций. Кроме того, в каждом государстве созданы своеобразные механизмы по защите прав человека, в Республике Узбекистан защита прав человека осуществляется государственными органами и негосударственными организациями.

В настоящее время в системе Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, Министерства юстиции и Министерства внутренних дел образованы отдельные управления по защите прав человека, данными подразделениями осуществляется определенная работа. Также в нашей республике деятельностью по защите прав человека занимаются и негосударственные организации, среди которых следует особо отметить роль адвокатуры.

После обретения независимости на основе дальнейшей либерализации судебно-правовой системы в стране, обеспечения доступа граждан к квалифицированной юридической помощи, пополнения сферы адвокатуры высококвалифицированными кадрами и усиления гарантий независимости адвокатов осуществляются глубокие реформы по развитию данной сферы.

Действительно, институт адвокатуры занимает важное место в обеспечении гарантированных прав и свобод личности, в связи с этим право граждан и организаций на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатурой, гарантировано Конституцией Республики Узбекистан (статья 116).

В соответствии с этим, 27 декабря 1996 года приняты закон “Об адвокатуре” и 25 декабря 1998 года закон “О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов”.

Главой нашего государства Исламом Каримовым в последние годы уделяется особое внимание институту адвокатуры.

Обеспечение на практике равенства обвинения и защиты, принципа состязательности, совершенствование законодательных основ оказания всем гражданам квалифицированной юридической помощи на этапе следствия и судопроизводства включены в ряд актуальных задач судебно-правовых реформ.

Принятие 1 мая 2008 года Указа Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан” определило основные направления мер по решению вышеуказанных задач.

Указ ознаменовал начало нового этапа в деле реализации конституционной нормы, закрепляющей право граждан на получение квалифицированной юридической помощи на любом этапе следствия и судопроизводства, обеспечения организационной независимости адвокатуры, пополнения ее высококвалифицированными кадрами, усиления гарантий независимости адвокатов, повышения статуса и престижа адвокатской профессии и реформирования института адвокатуры. Наконец, данный документ имел историческое значение.

В указе было предусмотрено в качестве правового преемника Ассоциации адвокатов Узбекистана по правам и обязанностям, основанным на обязательном членстве, на ее базе создание Палаты адвокатов Республики Узбекистан, являющейся централизованной самоуправляемой системой адвокатуры. В связи с этим было принято постановление Кабинета Министров “Об организации деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан” от 27 мая 2008 года и Палата была зарегистрирована в Министерстве юстиции 23 октября 2008 года. В настоящее время территориальные управления Палаты действуют в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

При Палате адвокатов Республики Узбекистан и ее территориальных управлениях были организованы Высшая квалификационная комиссия и квалификационные комиссии, в установленном порядке утвержден состав их членов.

Кроме того, в целях реформирования института адвокатуры, усиления гарантий независимости адвокатов, повышения статуса и престижа данной профессии были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, приняты 5 постановлений Кабинета Министров и 9 ведомственных нормативно-правовых актов.

В частности, 31 декабря 2008 года утвержден и вступил в силу Закон Республики Узбекистан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры”.

Основная цель данного закона заключается в обеспечении права граждан на получение квалифицированной юридической помощи на любом этапе следствия и судопроизводства, обеспечении организационной независимости адвокатуры, пополнении ее высококвалифицированными кадрами, усилении гарантий независимости адвокатов, повышении статуса и авторитета адвокатской профессии.

На основе данного Закона внесены изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан, законы “Об адвокатуре” и “О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов”.

В изменениях, внесенных в статьи 46 и 48 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, предусмотрено расширение прав обвиняемого и подозреваемого. В частности, данным лицам предоставлено право телефонного звонка или сообщения адвокату или близким родственникам о его задержании и месте нахождения, право встречи с адвокатом без ограничения количества и продолжительности встреч, право быть уведомленным об уклонении от дачи показаний и возможности использования против себя данных на показаниях фактов по уголовному делу, а также право снятия копий с материалов и документов посредством технических средств за свой счет или записи указанных в них сведений в другой форме.

В целях осуществления конституционной нормы, гарантирующей право получения юридической помощи на любом этапе уголовного процесса, статья 49 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан под названием “Защитник” дополнена нормой, обеспечивающей на любом этапе уголовного процесса, а при задержании лица с момента настоящего ограничения его права на свободу передвижения, разрешение участия защитника в деле.

Кроме того, защитник, если подозреваемый, обвиняемый или подсудимый находится под стражей, вправе встречаться с ним без разрешения государственных органов и должностных лиц, ответственных за ведение уголовного дела, без ограничения количества и продолжительности встреч.

Также если обратим внимание на изменения, внесенные в Закон Республики Узбекистан “Об адвокатуре”, то следует отметить, что данные изменения и дополнения касаются двенадцати статей, этот Закон дополнен одиннадцатью новыми статьями.

Статья 3, посвященная определению понятия “Адвокат”, дополнена нормой, запрещающей адвокату помимо основной адвокатской деятельности заниматься другими оплачиваемыми видами деятельности (научная и педагогическая деятельность, при этом исключение составляет деятельность в Палате адвокатов Республики Узбекистан и ее территориальных управлениях). Согласно внесенной в данный Закон статье 31, определяющей порядок обретения статуса адвоката, установлено, что лицензия, дающая право заниматься адвокатской деятельностью, выдается органами юстиции на основе решений квалификационных комиссий (статья 13), создаваемых при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан. Вместе с тем, введено новое требование, обязательное к соблюдению для получения лицензии. Это требование о необходимости наличия не менее двухлетнего стажа работы по юридической специальности, в том числе, прохождения стажировки в адвокатской структуре в течение не менее шести месяцев.

Также предусмотрена необходимость обращения в течение трех месяцев лицом, сдавшим квалификационный экзамен, в органы юстиции для получения лицензии, а в случае просрочки данного срока это лицо обязано повторно сдать квалификационный экзамен. Претендент на адвокатство после получения лицензии в течение трех месяцев должен принять адвокатскую клятву и создать адвокатскую структуру или стать членом одной из действующих адвокатских бюро. С момента регистрации адвокатской структуры или получения органами юстиции документов, подтверждающих вступление претендента в действующую адвокатскую структуру, в течение трех рабочих дней претенденту выдается свидетельство о получении адвокатского статуса. С момента получения территориальным управлением Палаты адвокатов информации о выдаче свидетельства адвокат считается членом Палаты адвокатов Республики Узбекистан.

Также в постановлении Кабинета Министров “О мерах по совершенствованию механизма оплаты за счет государства оказанной адвокатами юридической помощи” от 20 июня 2008 года под №137 предусмотрены меры обеспечения доступа малообеспеченных лиц к юридическим услугам, предоставляемым адвокатами. Данное постановление также служит в качестве еще одного практического подтверждения выдвинутого нашим государством принципа сильной социальной защиты.

Кроме того, приняты и прошли регистрацию в установленном порядке приказы министра юстиции “Об утверждении Положения о Высшей квалификационной комиссии при Палате адвокатов Республики Узбекистан”, “Об утверждении Положения о квалификационных комиссиях при территориальных управлениях Палаты адвокатов Республики Узбекистан”, “О порядке организации деятельности адвоката-стажёра”, “О порядке организации деятельности помощника адвоката”, “Об адвокатском удостоверении и порядке ведения государственного реестра адвокатов”, “Об утверждении формы ордера на ведение дела адвокатом”, “О мерах по организации повышения профессиональной квалификации адвокатов” и “Об утверждении форм статистических данных адвокатских структур”.

В настоящее время действуют 1557 адвокатских структур, из них 1060 адвокатских бюро, 430 адвокатских фирм и 67 адвокатских коллегий, в данных адвокатских структурах 3977 адвокатов оказывают гражданам юридическую помощь.

Ныне адвокатами эффективно защищаются права граждан. В частности, в течение 2015 года адвокатами республики для участия в уголовном процессе заключены 112 658 соглашений с доверителями и подзащитными лицами, для участия в гражданском процессе - 47 765, для участия в делах об административных правонарушениях - 3 981, для участия в хозяйственных процессах - 3 303 соглашений об оказании юридической помощи.

Наряду с этим, с учетом того, что адвокатура должна защищать права не только граждан, но и действующих субъектов предпринимательства, согласно Закону Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности”, в статью 39 данного закона внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми установлено, что проверки по возбужденному уголовному делу осуществляются на всех этапах его проведения с обязательным участием адвокатов, привлеченных субъектами предпринимательства (исключение составляют случаи отказа от этого права субъектами предпринимательства).

Также в соответствии с решением Министерства юстиции, Службы национальной безопасности, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан от 13 января 2016 года, утверждено положение, определяющее порядок обеспечения обязательного участия адвокатов в проверках, проводимых в деятельности субъектов предпринимательства по уголовным делам, возбужденным согласно Закону Республики Узбекистан “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности”.

Таким образом, осуществляемые в настоящее время реформы в сфере адвокатуры еще раз подтверждают то, что коренное реформирование системы адвокатуры, усиление ее значения в защите прав и свобод человека и гарантирование их подлинной независимости, самое важное, защита прав человека составляют цель и основу государственной политики.