Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



19:48:14 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

Основные аспекты нововведений в таможенное законодательство Республики Узбекистан

Основные аспекты нововведений в таможенное законодательство Республики Узбекистан

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20 января 2016 года № ЗРУ–400 «Об утверждении Таможенного кодекса Республики Узбекистан» принят Таможенный кодекс Республики Узбекистан в новой редакции, который вступил в силу 21 апреля 2016 года.


В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20 января 2016 года № ЗРУ–400 «Об утверждении Таможенного кодекса Республики Узбекистан» принят Таможенный кодекс Республики Узбекистан в новой редакции, который вступил в силу 21 апреля 2016 года. Данный кодекс принят в целях дальнейшего совершенствования законодательной базы в сфере таможенного дела, отвечающей требованиям международного законодательства, обеспечивающей единый подход по применению нормативно-правовых актов на всех этапах таможенного администрирования, способствующей сокращению бюрократических процедур и дальнейшему развитию внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела.

Новая редакция кодекса содержит 12 разделов, 59 глав, 412 статей, которые регулируют вопросы организации таможенного контроля, осуществления таможенного оформления, порядок уплаты таможенных платежей, предоставления льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций, порядок выдачи разрешений, вопросы внешнеэкономической деятельности и другие.

В новой редакции Таможенного кодекса приведен перечень необходимых документов и сведений, которые представляются в таможенные органы при ввозе товаров и (или) транспортных средств автомобильным, водным, воздушным и железнодорожным транспортом 
на таможенную территорию.

Согласно новой редакции Таможенного кодекса, таможенный контроль после выпуска товаров и доначисление таможенных платежей может осуществляться в течение одного года с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Отдельная глава новой редакции кодекса посвящена разрешительным процедурам при помещении товара под таможенные режимы с применением информационных технологий по принципу «одно окно». Так, на основании соответствующего разрешения, выданного таможенным органом, осуществляется помещение товара под таможенный режим реэкспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории, реимпорта, временного ввоза, переработки на таможенной территории, уничтожения или отказа в пользу государства.

В указанной главе кодекса регламентирован порядок предоставления в таможенные органы соответствующих документов, которые необходимы для получения разрешения на помещение товара под соответствующие таможенные режимы, и приведен их перечень. К примеру, под таможенный режим временного ввоза необходимо предоставить заявление о выдаче разрешения и контракт (договор, соглашение) о поставке или передаче товара (в случаях временного ввоза товара в рамках договора аренды, лизинга, гарантийного обслуживания и инвестиционного проекта), а также товаросопроводительные документы. При этом таможенным органам запрещается требовать от уполномоченных лиц представления других документов, не указанных в рассматриваемой главе.

Перечисленные в данной главе документы представляются уполномоченным лицом в таможенный орган по принципу «одно окно» посредством Единого портала интерактивных государственных услуг.

Таможенный орган осуществляет таможенный досмотр товаров при рассмотрении заявлений о выдаче соответствующего разрешения на помещение товаров под таможенные режимы реэкспорта, временного вывоза, реимпорта, временного ввоза и отказа в пользу государства, а также уничтожение.

При рассмотрении заявлений о выдаче разрешения на переработку вне таможенной территории и переработку на таможенной территории таможенный орган проверяет наличие разрешений уполномоченных органов, если товары или продукты переработки подлежат контролю со стороны этих органов и устанавливает норму выхода продуктов переработки, а также привлекает третьих лиц для изучения, исследования, обследования или иных научных и технических оценок при затруднении определения обязательных норм выхода продуктов переработки.

Кодексом предусмотрены конкретные сроки для рассмотрения заявления о выдаче соответствующего разрешения, которые не могут превышать установленного предела. Так, например, пять рабочих дней отводится на помещение под таможенные режимы временного вывоза и временного ввоза и один месяц на переработку вне таможенной территории и переработку на таможенной территории.

Кроме того, данной главой кодекса установлено обязательство таможенного органа по выдаче (направлению) уполномоченному лицу соответствующего разрешения или уведомления его в письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему, об отказе в выдаче разрешения не позднее одного рабочего дня с даты принятия соответствующего решения.

 В случае если таможенный орган в течение срока рассмотрения заявления о выдаче соответствующего разрешения, выдачи или отказа в его выдаче не выдает уполномоченному лицу разрешение или не отказывает в его выдаче, то по истечении соответствующего установленного срока, уполномоченное лицо имеет право поместить товары под таможенный режим, предусматривающий получение разрешения таможенного органа. При этом необходимо уведомить об этом таможенный орган в письменной форме.

Таможенный орган в течение пяти рабочих дней после получения вышеуказанного письменного уведомления уполномоченного лица обязан выдать ему разрешение. До получения разрешения заявление с отметкой о дате его приема и письменное уведомление, направленное уполномоченным лицом в таможенный орган, приравниваются к разрешению и являются основанием для помещения товаров под таможенный режим, предусматривающий получение разрешения таможенного органа.

Вместе с тем, в данной главе кодекса перечислены конкретные основания для отказа в выдаче разрешения, приостановления и прекращения действия разрешения, переоформления разрешения и выдачи его дубликата, а также аннулирования разрешения.

Отмеченные выше основные аспекты нововведений в таможенное законодательство Республики Узбекистан, в частности, разрешительные процедуры при помещении товара под таможенные режимы свидетельствуют о том, что принятый кодекс способствует дальнейшему совершенствованию таможенного законодательства Республики Узбекистан путем упрощения таможенных процедур и создания дополнительных условий для развития внешнеэкономической деятельности.