Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



10:12:53 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

Международное сотрудничество в области прав человека

Международное сотрудничество в области прав человека

Обретение государственного суверенитета стало началом кардинальных реформ и политических преобразований, в которых обеспечение прав человека всегда рассматривались приоритетным.


Обретение государственного суверенитета стало началом кардинальных реформ и политических преобразований, в которых обеспечение прав человека всегда рассматривались приоритетным.

В соответствии со статьей 13 Конституции, демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

И самое главное, выбрав курс демократического развития, Узбекистан действует во благо своего народа, будущего всего узбекского общества. Модель демократического развития Узбекистана опирается, прежде всего, на исторические, национальные и духовные ценности узбекского народа, и в то же время учитывает общепризнанные международные идеалы в этой сфере.

В частности, Республика Узбекистан осуществляет свою политику в сфере прав человека, основываясь на следующих принципах:

приверженность общепризнанным идеям и ценностям прав человека, а также своим международным обязательствам;

политика государства в сфере прав человека вытекает из основных национальных интересов, которые основываются на формировании правовой государственности и сильного гражданского общества;

принцип баланса интересов личности, общества и государства, зафиксированный в Конституции Узбекистана;

эволюционный поэтапный характер всех осуществляемых политических и социально-экономических реформ;

открытость и транспарентность, поскольку Узбекистан готов обсуждать и решать все проблемы в этой сфере в диалоге со всеми структурами гражданского общества, так и со своими международными партнерами.

Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Республика Узбекистан присоединилась ко многим международным конвенциям, направленным на закрепление и защиту прав и свобод человека, а также различных категорий граждан (женщин, детей, инвалидов) и приняла на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека на своей территории.

Начало плодотворного и многопланового сотрудничества с ООН было заложено 2 марта 1992 года, когда Республики Узбекистан стала полноправным членом ООН.

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что за пройденные годы отношения между Узбекистаном и ООН были насыщены значимыми событиями и динамично развиваются по всем направлениям.

Особо хочу отметить, что приоритетные направления партнерства Узбекистана с ООН определила миролюбивая политика нашего государства, о чем свидетельствует визит в Узбекистан Генерального секретаря ООН господина Пан Ги Муна, состоявшаяся встреча с Главой нашего государства, которые предоставили хорошую возможность для обстоятельного анализа состояния отношений между Узбекистаном и ООН, определения приоритетных направлений развития сотрудничества во многих сферах, в том числе и обеспечении прав человека.

Будучи участником шести основных договоров по правам человека Узбекистан регулярно представляет национальные доклады в договорные органы о выполнении государством международных обязательств.

В качестве примера можно выделить четыре приоритетных направления по выполнению основных положений Международным пактом о гражданских и политических правах.

Первое направление – это совершенствование законодательной основы.

В Узбекистане принимаются последовательные меры по совершенствованию правовой базы и механизмов реализации гражданских и политических прав человека, развитию законодательства в данной сфере.

Глубокие демократические преобразования были проведены в сфере формирования и развития избирательной системы Узбекистана. В соответствии с последними поправками в статью 117 Конституции страны закреплены система демократического формирования Центральной избирательной комиссии, а также основные принципы ее деятельности, усилены гарантии независимости всей системы избирательных органов, отвечающих за организацию выборов в представительные органы власти.

Эти и ряд других изменений и дополнений, внесенных в избирательное законодательство и направленных на реализацию конституционного принципа свободы выбора и волеизъявления, позволили провести выборы депутатов Олий Мажлиса и местных Кенгашей, выборы Президента Республики Узбекистан в полном соответствии с требованиями Конституции и избирательными законами, а также с международными демократическими правовыми нормами.

В соответствии с национальным законодательством политическим партиям и выдвинутым ими кандидатам были предоставлены равные права и возможности в проведении избирательной кампании, встреч с избирателями, доведении до них положений своих предвыборных программ, в использовании для предвыборной агитации средств массовой информации.

По мнению абсолютного большинства отечественных и зарубежных наблюдателей, представителей авторитетных международных организаций, принявших участие в наблюдении за парламентскими и президентскими выборами, они прошли в обстановке открытости, гласности и альтернативности, в полном соответствии с нормами и стандартами международного права.

Реализован комплекс мер по усилению судебного контроля за соблюдением процессуальных прав граждан на стадии производства дознания и следствия. В процессе последовательного развития этого наиболее эффективного механизма обеспечения законности, справедливости в уголовном судопроизводстве расширена сфера применения института «Хабеас корпус». Хочу напомнить – раньше этот институт применялся только в отношении такой меры процессуального принуждения, как содержание под стражей. Теперь отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение также могут быть осуществлены только с санкции судьи.

За прошедший периодпринят ряд мер по дальнейшемуразвитию институтов гражданского общества, укрепление самостоятельности и независимости средств массовой информации. Акты законодательства, принятые в этой сфере, в том числе Закон «Об органах самоуправления граждан» в новой редакции, Закон «О социальном партнерстве» и другие нормативно-правовые акты, значительно усилили роль и значение гражданских институтов в решении важнейших задач социально-экономического развития страны, повышении политико-правовой активности людей, обеспечении баланса интересов в обществе.

Обеспечению свободы, прав граждан на получение, распространение информации, укреплению самостоятельности, независимости СМИ, их роли в процессах демократизации способствовали демократические преобразования по реформированию информационной сферы и созданию гарантий свободы слова и информации.

Второе направление – это развитие институциональной основы защиты прав и свобод человека.

В течение последних лет в Узбекистане предприняты системные усилия по совершенствованию деятельности как государственной, так и неправительственной системы органов по защите прав человека.

В целях реализации повышения роли национальных институтов по правам человека приняты 2 постановления Правительства о комплексе мер по государственной поддержке национальных институтов по правам человека, согласно которым институту Омбудсмана и Национальному центра по правам человека выделены дополнительные материально-финансовые ресурсы для усиления их кадрового обеспечения и ресурсного потенциала.

Приняты дополнительные меры по совершенствованию институциональной базы защиты гражданских и политических прав и свобод человека.

Постановлением Кабинета Министров от 23 июля 2012 года расширены полномочия Межведомственной рабочей группы по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека правоохранительными органами и другими государственными органами. Межведомственная рабочая группа осуществляет мониторинг рассмотрения жалоб граждан, сбор информации о нарушениях прав и свобод человека, в т.ч. детей, а также вносит в соответствующие государственные органы ходатайства о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

В целях усиления координации деятельности министерств и ведомств, а также институтов гражданского общества, занимающихся вопросами защиты прав человека, созданы следующие межведомственные координирующие структуры, а именно:

· Комиссия по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан и ее территориальные комиссии,

· Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми и ее территориальные комиссии,

· Межведомственная рабочая группа по выполнению Конвенций МОТ.

В целях укрепления независимости судебных органов и совершенствования системы подбора судейских кадров принят ряд актов Президента Республики Узбекистан, которые направлены на обеспечение дальнейшего повышения роли и места судебных органов в государственном управлении, усиление правовых и социальных гарантий для независимого судопроизводства и защиту социального статуса работников судебных органов.

Важное значение имели меры по совершенствованию структуры, организационных основ деятельности судов общей юрисдикции, укреплению их кадрового потенциала, усилению социальной защищенности работников судов. В целях обеспечения высокого качества, сокращения сроков рассмотрения дел увеличено количество гражданских судов, повышены требования, предъявляемые к кандидатурам на должность судей.

Реформирован институт адвокатуры, усовершенствованы система исполнения судебных решений и деятельность прокуратуры, принят ряд других мер, направленных на последовательную демократизацию судебно-правовой системы. Значительно расширены права адвоката. Даже свидетель теперь вправе пользоваться услугами адвоката. Последовательно реализуются меры по обеспечению равенства процессуальных прав сторон обвинения и защиты в уголовном процессе, созданию действенной системы самоуправления адвокатуры, введению обязательного повышения профессиональной квалификации адвокатов.

Третье направление – это информационно-просветительские меры.

Правительством Узбекистана предприняты значительные меры по совершенствованию методологии и методики образовательного процесса и активизации с точки зрения охвата различных групп населения.

Узбекистан активно участвует в кампании по Всемирной программе образования в области прав человека, реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. Переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека, в тесном сотрудничестве с такими международными партнёрами, как ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ и др.

Для повышения правовой культуры общества организован Межведомственный совет по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению.

Принимаются меры по дальнейшему совершенствованию образования в области прав человека. Изучение вопросов соблюдения и защиты гражданских и политических прав, международных документов и национального законодательства включено в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, работников правоохранительной системы и адвокатов.

Следует отметить, что тематика прав человека освещается во многих юридических, экономических, педагогических журналах и газетах, издаваемых в Узбекистане. Например, этот вопрос является приоритетным для журналов «Демократизация и права человека», «Қалқон», «Ҳуқуқ ва бурч», и др.

Широко налажена практика доведения до населения правовой информации с помощью Интернета. С 2000 года для всех граждан доступна информационная база данных законодательства Республики Узбекистан на портале lex.uz, которая систематически пополняется вновь принимаемыми нормативно-правовыми актами. Граждане бесплатно пользуются этой базой, включающей более 45 тысяч документов на узбекском и русском языках.

Четвертое направление – это международное сотрудничество.

С учетом национальных интересов принята Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, котораяопределяет фундаментальные принципы и стратегические приоритеты внешней политики нашего государства, цели и задачи на международной арене. Данная Концепция призвана способствовать упрочению независимости и суверенитета государства, дальнейшему укреплению места и роли Узбекистана в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождению в число развитых демократических государств, созданию вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, повышению международного имиджа.

Узбекистан последовательно и твердо выполняет свои международные обязательства по основным международным договорам по правам человека. В договорные комитеты ООН представлены более 35 национальных докладов. Государственными органами совместно с институтами гражданского общества реализованы 10 Национальных планов действий по выполнению рекомендаций договорных комитетов ООН по итогам рассмотрения национальных докладов по правам человека. Данная практика весьма положительно оценивается международными органами по правам человека.

Необходимо также отметить тесное сотрудничества Республики Узбекистан с Советом ООН по правам человека и специальными процедурами.С 2004 г. Узбекистан участвует в ежегодных заседаниях Сегмента высокого уровня СПЧ. За последние годы были представлены ответы на более чем 60 запросов специальных процедур и Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека.

Взаимодействуя со специальными процедурами в соответствии с их учредительными документами, на регулярной основе предоставляется исчерпывающая информация о ситуации в области прав человека в Узбекистане и ответы на все поступающие от спецпроцедур вопросники и запросы.

В сентябре 2013 г. в рамках Совета ООН по правам человека был рассмотрен Второй национальный доклад Узбекистана в рамках Универсального периодического доклада (УПО), который показал развитие ситуации, связанной с правами человека в стране.

В настоящее время осуществляются конкретные меры по реализации положений Национального плана действий по выполнению рекомендаций Совета ООН по правам человека и международных договорных органов ООН по итогам рассмотрения национальных докладов Узбекистана в сфере прав и свобод человека в 2014-2016 гг.