Международное сотрудничество в области прав человека
Международное сотрудничество в области прав человека
Обретение государственного суверенитета стало началом кардинальных реформ и политических преобразований, в которых обеспечение прав человека всегда рассматривались приоритетным.
В соответствии со статьей 13 Конституции, демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
И самое главное, выбрав курс демократического развития, Узбекистан действует во благо своего народа, будущего всего узбекского общества. Модель демократического развития Узбекистана опирается, прежде всего, на исторические, национальные и духовные ценности узбекского народа, и в то же время учитывает общепризнанные международные идеалы в этой сфере.
В частности, Республика Узбекистан осуществляет свою политику в сфере прав человека, основываясь на следующих принципах:
приверженность общепризнанным идеям и ценностям прав человека, а также своим международным обязательствам;
политика государства в сфере прав человека вытекает из основных национальных интересов, которые основываются на формировании правовой государственности и сильного гражданского общества;
принцип баланса интересов личности, общества и государства, зафиксированный в Конституции Узбекистана;
эволюционный поэтапный характер всех осуществляемых политических и социально-экономических реформ;
открытость и транспарентность, поскольку Узбекистан готов обсуждать и решать все проблемы в этой сфере в диалоге со всеми структурами гражданского общества, так и со своими международными партнерами.
Провозгласив в Конституции принцип примата международного права, Республика Узбекистан присоединилась ко многим международным конвенциям, направленным на закрепление и защиту прав и свобод человека, а также различных категорий граждан (женщин, детей, инвалидов) и приняла на себя обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий для поощрения и защиты прав и свобод человека на своей территории.
Начало плодотворного и многопланового сотрудничества с ООН было заложено 2 марта 1992 года, когда Республики Узбекистан стала полноправным членом ООН.
Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что за пройденные годы отношения между Узбекистаном и ООН были насыщены значимыми событиями и динамично развиваются по всем направлениям.
Особо хочу отметить, что приоритетные направления партнерства Узбекистана с ООН определила миролюбивая политика нашего государства, о чем свидетельствует визит в Узбекистан Генерального секретаря ООН господина Пан Ги Муна, состоявшаяся встреча с Главой нашего государства, которые предоставили хорошую возможность для обстоятельного анализа состояния отношений между Узбекистаном и ООН, определения приоритетных направлений развития сотрудничества во многих сферах, в том числе и обеспечении прав человека.
Будучи участником шести основных договоров по правам человека Узбекистан регулярно представляет национальные доклады в договорные органы о выполнении государством международных обязательств.
В качестве примера можно выделить четыре приоритетных направления по выполнению основных положений Международным пактом о гражданских и политических правах.
Первое направление – это совершенствование законодательной основы.
В Узбекистане принимаются последовательные меры по совершенствованию правовой базы и механизмов реализации гражданских и политических прав человека, развитию законодательства в данной сфере.
Глубокие демократические преобразования были проведены в сфере формирования и развития избирательной системы Узбекистана. В соответствии с последними поправками в статью 117 Конституции страны закреплены система демократического формирования Центральной избирательной комиссии, а также основные принципы ее деятельности, усилены гарантии независимости всей системы избирательных органов, отвечающих за организацию выборов в представительные органы власти.
Эти и ряд других изменений и дополнений, внесенных в избирательное законодательство и направленных на реализацию конституционного принципа свободы выбора и волеизъявления, позволили провести выборы депутатов Олий Мажлиса и местных Кенгашей, выборы Президента Республики Узбекистан в полном соответствии с требованиями Конституции и избирательными законами, а также с международными демократическими правовыми нормами.
В соответствии с национальным законодательством политическим партиям и выдвинутым ими кандидатам были предоставлены равные права и возможности в проведении избирательной кампании, встреч с избирателями, доведении до них положений своих предвыборных программ, в использовании для предвыборной агитации средств массовой информации.
Реализован комплекс мер по усилению судебного контроля за соблюдением процессуальных прав граждан на стадии производства дознания и следствия. В процессе последовательного развития этого наиболее эффективного механизма обеспечения законности, справедливости в уголовном судопроизводстве расширена сфера применения института «Хабеас корпус». Хочу напомнить – раньше этот институт применялся только в отношении такой меры процессуального принуждения, как содержание под стражей. Теперь отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение также могут быть осуществлены только с санкции судьи.
За прошедший периодпринят ряд мер по дальнейшемуразвитию институтов гражданского общества, укрепление самостоятельности и независимости средств массовой информации. Акты законодательства, принятые в этой сфере, в том числе Закон «Об органах самоуправления граждан» в новой редакции, Закон «О социальном партнерстве» и другие нормативно-правовые акты, значительно усилили роль и значение гражданских институтов в решении важнейших задач социально-экономического развития страны, повышении политико-правовой активности людей, обеспечении баланса интересов в обществе.
Обеспечению свободы, прав граждан на получение, распространение информации, укреплению самостоятельности, независимости СМИ, их роли в процессах демократизации способствовали демократические преобразования по реформированию информационной сферы и созданию гарантий свободы слова и информации.
Второе направление – это развитие институциональной основы защиты прав и свобод человека.
В течение последних лет в Узбекистане предприняты системные усилия по совершенствованию деятельности как государственной, так и неправительственной системы органов по защите прав человека.
В целях реализации повышения роли национальных институтов по правам человека приняты 2 постановления Правительства о комплексе мер по государственной поддержке национальных институтов по правам человека, согласно которым институту Омбудсмана и Национальному центра по правам человека выделены дополнительные материально-финансовые ресурсы для усиления их кадрового обеспечения и ресурсного потенциала.
Приняты дополнительные меры по совершенствованию институциональной базы защиты гражданских и политических прав и свобод человека.
Постановлением Кабинета Министров от 23 июля 2012 года расширены полномочия Межведомственной рабочей группы по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека правоохранительными органами и другими государственными органами. Межведомственная рабочая группа осуществляет мониторинг рассмотрения жалоб граждан, сбор информации о нарушениях прав и свобод человека, в т.ч. детей, а также вносит в соответствующие государственные органы ходатайства о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.
В целях усиления координации деятельности министерств и ведомств, а также институтов гражданского общества, занимающихся вопросами защиты прав человека, созданы следующие межведомственные координирующие структуры, а именно:
· Комиссия по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Узбекистан и ее территориальные комиссии,
· Республиканская Межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми и ее территориальные комиссии,
· Межведомственная рабочая группа по выполнению Конвенций МОТ.
В целях укрепления независимости судебных органов и совершенствования системы подбора судейских кадров принят ряд актов Президента Республики Узбекистан, которые направлены на обеспечение дальнейшего повышения роли и места судебных органов в государственном управлении, усиление правовых и социальных гарантий для независимого судопроизводства и защиту социального статуса работников судебных органов.
Важное значение имели меры по совершенствованию структуры, организационных основ деятельности судов общей юрисдикции, укреплению их кадрового потенциала, усилению социальной защищенности работников судов. В целях обеспечения высокого качества, сокращения сроков рассмотрения дел увеличено количество гражданских судов, повышены требования, предъявляемые к кандидатурам на должность судей.
Реформирован институт адвокатуры, усовершенствованы система исполнения судебных решений и деятельность прокуратуры, принят ряд других мер, направленных на последовательную демократизацию судебно-правовой системы. Значительно расширены права адвоката. Даже свидетель теперь вправе пользоваться услугами адвоката. Последовательно реализуются меры по обеспечению равенства процессуальных прав сторон обвинения и защиты в уголовном процессе, созданию действенной системы самоуправления адвокатуры, введению обязательного повышения профессиональной квалификации адвокатов.
Третье направление – это информационно-просветительские меры.
Правительством Узбекистана предприняты значительные меры по совершенствованию методологии и методики образовательного процесса и активизации с точки зрения охвата различных групп населения.
Узбекистан активно участвует в кампании по Всемирной программе образования в области прав человека, реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. Переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека, в тесном сотрудничестве с такими международными партнёрами, как ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ и др.
Для повышения правовой культуры общества организован Межведомственный совет по координации работы государственных органов по правовой пропаганде и просвещению.
Принимаются меры по дальнейшему совершенствованию образования в области прав человека. Изучение вопросов соблюдения и защиты гражданских и политических прав, международных документов и национального законодательства включено в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, работников правоохранительной системы и адвокатов.
Следует отметить, что тематика прав человека освещается во многих юридических, экономических, педагогических журналах и газетах, издаваемых в Узбекистане. Например, этот вопрос является приоритетным для журналов «Демократизация и права человека», «Қалқон», «Ҳуқуқ ва бурч», и др.
Широко налажена практика доведения до населения правовой информации с помощью Интернета. С 2000 года для всех граждан доступна информационная база данных законодательства Республики Узбекистан на портале lex.uz, которая систематически пополняется вновь принимаемыми нормативно-правовыми актами. Граждане бесплатно пользуются этой базой, включающей более 45 тысяч документов на узбекском и русском языках.
Четвертое направление – это международное сотрудничество.
С учетом национальных интересов принята Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, котораяопределяет фундаментальные принципы и стратегические приоритеты внешней политики нашего государства, цели и задачи на международной арене. Данная Концепция призвана способствовать упрочению независимости и суверенитета государства, дальнейшему укреплению места и роли Узбекистана в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождению в число развитых демократических государств, созданию вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, повышению международного имиджа.
Необходимо также отметить тесное сотрудничества Республики Узбекистан с Советом ООН по правам человека и специальными процедурами.С 2004 г. Узбекистан участвует в ежегодных заседаниях Сегмента высокого уровня СПЧ. За последние годы были представлены ответы на более чем 60 запросов специальных процедур и Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека.
Взаимодействуя со специальными процедурами в соответствии с их учредительными документами, на регулярной основе предоставляется исчерпывающая информация о ситуации в области прав человека в Узбекистане и ответы на все поступающие от спецпроцедур вопросники и запросы.
В сентябре 2013 г. в рамках Совета ООН по правам человека был рассмотрен Второй национальный доклад Узбекистана в рамках Универсального периодического доклада (УПО), который показал развитие ситуации, связанной с правами человека в стране.
В настоящее время осуществляются конкретные меры по реализации положений Национального плана действий по выполнению рекомендаций Совета ООН по правам человека и международных договорных органов ООН по итогам рассмотрения национальных докладов Узбекистана в сфере прав и свобод человека в 2014-2016 гг.