Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



17:05:45 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

Важный фактор социально-экономического развития

Важный фактор социально-экономического развития

С первых дней независимости Президент Ислам Каримов одним из основных направлений экономических реформ определил обеспечение государственной защиты прав собственников и утверждение равноправия всех форм собственности. В результате были устранены пережитки прежнего строя – административно-командный порядок, у людей сформировалось новое мировоззрение и отношение к собственности.


С первых дней независимости Президент Ислам Каримов одним из основных направлений экономических реформ определил обеспечение государственной защиты прав собственников и утверждение равноправия всех форм собственности. В результате были устранены пережитки прежнего строя – административно-командный порядок, у людей сформировалось новое мировоззрение и отношение к собственности.

Об этапах развития правовых основ малого бизнеса и частного предпринимательства корреспондент УзА побеседовала с заместителем министра юстиции Республики Узбекистан Анваром Усмановым.

– С первых лет независимости под руководством Президента Ислама Каримова в нашей стране формируется многоукладная экономика, в которой ведущая роль отводится малому бизнесу и частному предпринимательству, – говорит А.Усманов. – Реализация мер по стимулированию развития малого бизнеса, значительному упрощению порядка его регистрации, а главное, введение действенного механизма защиты прав и интересов предпринимателя способствуют дальнейшему развитию и укреплению этого важнейшего сектора нашей экономики. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что нами достигнуты большие успехи в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства. Это прежде всего выражается в увеличении доли частного сектора в экономике нашей страны, играющего весомую роль в наполнении внутреннего рынка потребительскими товарами.

Наш народ хорошо помнит, как образованные в первые годы независимости субъекты предпринимательства заполняли своим товаром опустевшие прилавки рынков и магазинов. Началось производство продовольственной продукции, одежды, обуви и других товаров. Потребности населения в необходимой продукции стали обеспечивать собственники.

В 1991 году – первый год независимости – был принят Закон «О предпринимательстве в Республике Узбекистан», и это событие имеет историческое значение. Законом впервые были определены понятие «предпринимательство», кто может заниматься предпринимательством, права и обязанности предпринимателей. В дальнейшем на базе этого документа был принят Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», который и сегодня служит основным документом по упорядочению предпринимательской деятельности.

Принятый в 1991 году Закон «О разгосударствлении и приватизации» открыл широкую дорогу процессу приватизации. На бездействующих предприятиях, в пустующих зданиях и сооружениях, переданных населению в собственность, начали действовать различные субъекты предпринимательства. Передача земли ее истинным хозяевам способствовала образованию фермерских хозяйств.

Конституция Республики Узбекистан укрепила правовую базу, гарантирующую свободу предпринимательской деятельности. В статье 53 Основного Закона закреплено, что государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, а частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством.

Исходя из этой конституционной нормы, то есть в целях обеспечения свободной предпринимательской деятельности граждан, за прошедший период принято более 1 тысячи 200 законодательных документов.

Этими документами определено, что проверка финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства проводится в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, меры правового воздействия в отношении этих субъектов применяются только в судебном порядке. Внедрен принцип приоритета прав предпринимателей в отношениях с органами государственного управления всех уровней.

В отношении руководителей контролирующих органов и должностных лиц определено возмещение ущерба и даже привлечение к уголовной ответственности за проведение проверок вне своих полномочий, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

В Узбекистане – первом среди государств СНГ – связанные с проверками отношения упорядочены на уровне закона. В 1998 году был принят Закон Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов». К примеру, закон об упорядочении этой сферы в России принят в 2008 году, Казахстане – в 2011 году, Украине и Молдове – в 2012 году.

Новые законы, принятые на основе выдвинутой главой нашего государства Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, стали началом следующего этапа в развитии сферы. Доказательством тому служит принятие Закона Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».

Благодаря укреплению прав и защиты частной собственности, созданию системы надежных гарантий, обеспечивающих неприкосновенность законным путем заработанной или созданной частной собственности, в нашей стране даже в условиях мирового финансового кризиса наряду со считанными странами мира обеспечиваются стабильные темпы экономического и социального развития. Годовой рост валового внутреннего продукта Узбекистана в последние одиннадцать лет составляет более восьми процентов.

В рейтинге пользующегося большим международным авторитетом Мирового экономического форума по итогам развития в 2014-2015 годах и прогнозам роста в 2016-2017 годах Узбекистан занял место в первой пятерке динамично развивающихся стран мира.

– Какие факторы способствуют увеличению числа субъектов предпринимательства в нашей стране, ежегодному повышению их доли в валовом внутреннем продукте?

– В результате совершенствования законодательства, направленного на стимулирование предпринимательской деятельности, были предотвращены излишние бюрократические барьеры, создана возможность экономии времени и средств. Во взаимных отношениях с органами государственного управления различного уровня, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками внедрен принцип приоритета прав предпринимателей.

Внедрение сокращенного и упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, устранение любых преград в этом процессе открывают широкую дорогу нашим соотечественникам для предпринимательской деятельности.

Десять лет назад для регистрации малого предприятия нужно было обратиться почти в десять ведомств и предоставить около сорока документов. Предприниматель, еще не начавший деятельность, был вынужден тратить очень много времени и средств на подготовку и регистрацию документации. Более того, не секрет, что в первые годы независимости предприниматели сталкивались с проблемами не только в процессе регистрации, но и в ходе своей деятельности. В тот период отдельные должностные лица, глубоко не понимая сути рыночных отношений, ставили различные бюрократические преграды предпринимателям. Часто под видом различных проверок осуществлялись незаконные вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Все более заметна работа по ограничению вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, ведется мониторинг за тем, чтобы любые санкции к субъектам бизнеса применялись только по решению суда. Заметно сокращены формы и периодичность финансовой, налоговой и статистической отчетности. Унифицированы и снижены ставки налогообложения. Определено, что руководители и должностные лица контролирующих органов за превышение своих полномочий и проведение проверок привлекаются с возмещением нанесенного ущерба к административной и даже уголовной ответственности.

В целях устранения таких случаев в 1996 году был образован Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов. Внедрен порядок проведения проверок предпринимательской деятельности при согласовании с этим советом. За прошедший период работа этой системы дала свои результаты, устранены незаконные вмешательства контролирующих органов в предпринимательскую деятельность. В целях повышения эффективности защиты прав предпринимателей в нашей стране внедрена система, не имеющая аналогов в практике других государств. В 2000 году в составе Министерства юстиции сформирована отдельная структура, непосредственно занимающаяся этими вопросами. Сейчас в системе министерства действуют Управление по защите прав субъектов предпринимательства и иностранных инвестиций и его территориальные отделения.

Органами юстиции проводится работа по надежной защите прав и законных интересов предпринимателей, недопущению незаконного вмешательства в их деятельность. В частности, за прошедший период текущего года по вопросам устранения случаев нарушения закона в сфере предпринимательства в соответствующие ведомства внесены 1 тысяча 208 представлений. В результате 979 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 52 – освобождены от занимаемой должности. Отменены 837 незаконных решений государственных органов. Приняты соответствующие документы о привлечении 566 должностных лиц к административной ответственности. В суды подано 604 исковых заявления о взимании 8,5 миллиарда сумов в пользу предпринимателей.

Действующий в органах юстиции специальный «телефон доверия» – 1008 становится опорой предпринимателей. За прошедший период нынешнего года принято 419 обращений субъектов предпринимательства, 76,6 процента из них рассмотрены и по ним приняты решения. Остальные находятся на стадии исполнения. В частности, представители группы фермерских хозяйств Чартакского района Наманганской области обратились с жалобой на то, что районным филиалом «Агробанка» средства с их расчетных счетов необоснованно переведены на другие счета. Собранные органами юстиции документы были направлены в прокуратуру Чартакского района и в областной филиал банка внесено представление о возврате денежных средств. В результате фермерским хозяйствам вернули их денежные средства. В отношении допустивших нарушение управляющего филиалом банка Д.Хамидова, главного бухгалтера М.Содикова возбуждено уголовное дело по соответствующим статьям Уголовного кодекса.

Создание электронной версии учрежденной министерством «Книги регистрации проверок» позволяет в режиме онлайн контролировать регистрацию проверок и полностью устранить незаконные проверки.

В соответствии с Указом главы нашего государства «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» от 15 мая 2015 года для субъектов предпринимательства по принципу «одно окно» созданы единые центры государственных услуг, что предоставило большие удобства предпринимателям. В центрах, начавших действовать 1 января нынешнего года, субъектам предпринимательства предоставляется 16 видов государственных услуг. Теперь в одном месте решаются такие вопросы, как государственная регистрация предпринимателей, подключение к инженерно-коммуникационным сетям, государственная регистрация права на земельные участки, размещение внешней рекламы, реорганизация жилья в нежилое помещение и другие. За прошедший период в центрах «одно окно» предпринимателям предоставлено более 48 тысяч услуг.

В результате предоставленных широких возможностей доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время. Сегодня в этой сфере производится одна треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. Более 77 процентов трудоустроенного населения, занятого в этой отрасли, собственным трудом содержат свои семьи, приумножают богатства страны. Все это является результатом возможностей, предоставленных независимостью.

– Каковы результаты работы, условий и правовых гарантий повышения международного рейтинга уровня деловой и инвестиционной среды в нашей стране?

– Инвесторы вносят свои средства в экономику государств, где есть возможность получить прибыль. В этом аспекте Узбекистан является одним из государств мира, в которых сформирована благоприятная инвестиционная среда. Важную роль в этом играет особое внимание, уделяемое Президентом нашей страны прямому привлечению и стимулированию инвестиций. Богатые минерально-сырьевые ресурсы Узбекистана, квалифицированная рабочая сила, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность позволяют увеличивать поток иностранных инвестиций.

Проведена либерализация внешнеэкономической деятельности. Стимулируется организация и эффективная деятельность предприятий с участием иностранных инвестиций. Для иностранных инвесторов, занимающихся импортом-экспортом товаров, в законодательстве введен льготный порядок свободного использования своих средств. В результате в ведущих отраслях нашей экономики действует более 4,5 тысячи предприятий с участием иностранных инвестиций.

Одним словом, частный сектор стал важнейшим фактором формирования валового внутреннего продукта, источником занятости и доходов населения, достижения благосостояния. Малый бизнес и частное предпринимательство – это важный гарант социальной и политической стабильности в обществе, одна из активных сил развития нашей страны. Все это ярко отражается на динамичном развитии экономики Узбекистана, увеличении экспортного потенциала, благоустройстве и преображении страны, благополучной жизни народа.

Слова главы нашего государства о том, что малый бизнес и частное предпринимательство должны стать прочной основой общества, нашего нынешнего и будущего развития, полностью воплощаются в жизнь.