Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



11:34:23 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

Индикатор инвестиционной привлекательности

Индикатор инвестиционной привлекательности

С развитием экономики в нашей стране уделяется особое внимание вопросам культуры корпоративных отношений – взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества.


С развитием экономики в нашей стране уделяется особое внимание вопросам культуры корпоративных отношений – взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества.

Усовершенствование корпоративного управления является важнейшей мерой, необходимой для увеличения притока инвестиций во все сферы деятельности экономики как от отечественных, так и зарубежных инвесторов. Для этого необходим механизм усовершенствования системы управления взаимоотношений с акционерами. Главной задачей, относительно реализации этого направления, является защита прав акционеров как одного из приоритетов социально-экономического развития страны.

Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, отметил: «Серьезного внимания требует коренное изменение принципов и подходов в системе корпоративного управления, внедрение современных международных стандартов корпоративного менеджмента производственными, внешнеэкономическими и инвестиционными процессами. Прежде всего необходимо критически оценить эффективность деятельности наших корпоративных или акционерных объединений, сравнить с аналогичными иностранными, тем более что в экономически развитых странах, особенно в сфере промышленного производства, эта форма собственности является сегодня преобладающей.

Сегодня уже накоплен достаточный практический опыт, который показывает, что в условиях Узбекистана наиболее приемлемым и оправдывающим себя вариантом является такая форма собственности, когда владельцами акций становятся, наряду с отечественными, и иностранные инвесторы».

Сильный корпоративный сектор является одним из ключевых элементов в стратегии развития динамичной и конкурентоспособной национальной экономики. Эффективная система корпоративного управления вносит весомый вклад в ее создание, привлекая отечественных и иностранных долгосрочных инвесторов на внутренний рынок. И в силу особенностей рыночной экономики, практика корпоративного управления в Республике Узбекистан и соответствующее законодательство играют особую роль.

В Узбекистане за годы независимого развития и, в частности, за последние годы создана прочная нормативно-правовая база в сфере корпоративного управления.

Так, статьей 53 Конституции предусмотрено, что основу экономики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Основополагающими законодательными актами в данной сфере являются также Гражданский кодекс Республики Узбекистан, новые редакции законов «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О рынке ценных бумаг», «Об аудиторской деятельности», «О бухгалтерском учете», «О банкротстве», законы «О конкуренции», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и «О хозяйственных товариществах».

Особое значение имеет принятие в 2014 году Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в новой редакции. Он предусмотрел ряд норм, направленных на дальнейшее развитие корпоративного управления и повышение роли акционеров. В соответствии с законом отменены открытая и закрытая формы акционерных обществ, предусмотрена возможность создания комитета миноритарных акционеров и другие важные нововведения.

Указом Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 года утверждена Программа дополнительных мер по дальнейшему улучшению состояния инвестиционного климата и деловой среды, повышению эффективности стимулирования развития предпринимательской деятельности на 2014-2015 годы. Одно из направлений этой программы – дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления и повышение роли частных собственников. Документ предусмотрел ряд мероприятий, направленных на дальнейшее повышение прозрачности деятельности органов государственного и хозяйственного управления, коренное улучшение на этой основе условий для ведения предпринимательской деятельности, создания новых рабочих мест и увеличения занятости населения в частном секторе экономики.

Во исполнение этого указа были приняты, в частности, Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 29 декабря 2015 года, предусматривающий внесение соответствующих изменений в Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», а также постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы корпоративного управления в акционерных обществах» от 2 июля 2014 года. Последний документ утвердил также Положение о требованиях к корпоративным веб-сайтам акционерных обществ.

Важным руководством к действию стало принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» от 24 апреля 2015 года. Он определил необходимость глубокого анализа международного опыта и внедрение на этой основе современных методов корпоративного управления, повышение эффективности использования производственных, инвестиционных, материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов. Указ также предусмотрел приоритетное создание акционерных обществ с участием иностранного капитала, формирование благоприятных условий для широкого привлечения в акционерные общества иностранных инвестиций.

Одним из важнейших нововведений, упомянутых в указе, стала коренная реорганизация структуры управления акционерными обществами, в частности, ликвидация отживших, устаревших подразделений и должностей, внедрение новых, соответствующих современным международным стандартам и требованиям рыночной экономики. Документ предписал повышение роли акционеров, в том числе миноритарных, в стратегическом управлении акционерным обществом, в обеспечении контроля за эффективной деятельностью управленческого персонала.

Согласно указу подготовка и повышение профессионального уровня управленческого персонала будет осуществляться на основе сотрудничества с ведущими зарубежными образовательными учреждениями. Закреплена необходимость привлечения высококвалифицированных иностранных менеджеров на руководящие должности в акционерных обществах.

Указ утвердил типовую организационную структуру акционерного общества, разработанную на основе глубокого изучения системы организации управления в ведущих зарубежных компаниях, а также Программу мер по коренному совершенствованию системы корпоративного управления.

С реализацией указа решение о назначении руководителя исполнительного органа акционерного общества начали принимать, как правило, на основе конкурсного отбора, в котором могут принимать участие иностранные менеджеры. При обращении акционеров, в том числе миноритарных, с иском в хозяйственный суд о нарушении их прав и законных интересов, им предоставляется отсрочка от уплаты государственной пошлины с последующим ее взысканием с виновной стороны. В наименованиях акционерных и других хозяйственных обществ не используется слово «государственный» независимо от доли государства в их уставных капиталах. Всем акционерным обществам предписано публиковать ежегодную финансовую отчетность и проводить ее внешний аудит в соответствии с Международными стандартами аудита и Международными стандартами финансовой отчетности.

Указ запретил государственным органам и органам хозяйственного управления и государственной власти на местах, а также их должностным лицам принимать нормативные актов, выдачу предписаний и иных указаний акционерным обществам по вопросам, отнесенным к компетенции органов управления хозяйственных обществ. Также создан Единый портал корпоративной информации, на котором с учетом международных норм размещается все сведения об АО и изменения в нормативно-правовой базе.

Исходя из Указа внедрен порядок о назначении государственных поверенных и членов наблюдательных советов хозяйственных обществ по государственной доле из числа лиц, имеющих квалификационный аттестат корпоративного управляющего. Установлены критерии оценки эффективности деятельности акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с долей государства.

Во исполнение этого указа принят целый ряд нормативно-правовых актов, как новых, так и предусматривающих пересмотр действующих актов. Так, постановлением Кабинета Министров «О внедрении критериев оценки эффективности деятельности акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с долей государства» от 28 июля 2015 года утверждено Положение о критериях оценки эффективности деятельности акционерных обществ и других хозяйствующих субъектов с долей государства.

Соответствующим постановлением Президента от 30 сентября 2015 года образован Научно-образовательный центр корпоративного управления. К созданию этого учреждения привлекли ведущие образовательные учреждения Германии и других экономически развитых стран

Претворение в жизнь этих законодательных актов уже дает свои весомые результаты. Как отмечал Первый Президент страны Ислам Каримов в своем докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, в 2015 году проделана большая работа по коренному изменению принципов и подходов в системе корпоративного управления, приданию ему подлинно рыночного характера. Проведена полная инвентаризация деятельности всех акционерных обществ, на основании которой по 462 обществам, или 43 процентам от общего числа, приняты решения об их ликвидации или преобразовании в другие организационно-правовые формы.

Одним из важных организационных аспектов развития корпоративного управления в республике стало принятие Кодекса корпоративного управления, который был утвержден Комиссией по повышению эффективности деятельности акционерных обществ и совершенствованию системы корпоративного управления. Кодекс содержит рекомендации, которым акционерные общества следуют добровольно, демонстрируя свою приверженность честному и прозрачному ведению бизнеса.

Кодекс основан на законодательстве Республики Узбекистан и международных принципах корпоративного управления. Он представляет собой свод рекомендаций по ключевым направлениям для эффективной организации работы органов управления акционерного общества.

Важное значение в широком привлечении в АО иностранных инвесторов и менеджеров, создании благоприятных условий для их активного участия в корпоративном управлении имеет принятие постановления Президента «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества» от 21 декабря 2015 года. Документ установил, что с 1 июля 2016 года вновь создаваемые акционерные общества могут образовываться только с долей участия иностранного инвестора в уставном капитале не менее 15 процентов.

Широкое внедрение стандартов корпоративного управления стало характеристикой, определяющей высокий уровень либерализации экономики Узбекистана. Будучи одним из элементов процесса глобализации, объединяющего финансовые рынки во всем мире, принятие этих стандартов свидетельствует о больших инвестиционных возможностях.