Верховенство закона — гарантия прав и свобод человека
Верховенство закона — гарантия прав и свобод человека
Республикой Узбекистан за минувшие 25 лет пройден поистине исторический путь, в корне изменилось существовавшее ранее отношение между государством и человеком.
Республикой Узбекистан за минувшие 25 лет пройден поистине исторический путь, в корне изменилось существовавшее ранее отношение между государством и человеком. Можно сказать, что произошедшие преобразования во временном отрезке можно сравнить со столетиями. Обеспечение интересов человека, его прав и свобод стали основной целью демократических реформ, осуществляемых в Узбекистане в годы независимости.
Конституция Республики Узбекистан определяет высшей ценностью человека, его жизнь, свободу, честь и достоинство.
Президентом нашей страны особо подчеркнуто, что ходе государственного строительства, демократического обновления общества, либерализации экономики, духовно-просветительской работы, словом, при решении всех проблем и задач, стоящих перед нами, ни в коем случае не должны забывать принцип «Реформы — не ради реформ, а прежде всего для человека, для обеспечения его интересов».
Практически с момента обретения независимости в качестве прочной основы проведения реформ в этой сфере был принят большой пакет законодательных актов в сфере прав человека. Принято семь конституционных норм, 16 кодексов и более 600 законов, относящихся к сфере защиты прав человека. Среди основных можно отметить законы «О гарантиях прав ребенка», «О гарантиях избирательных прав граждан»,«О противодействии торговле людьми», «Об уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)», «О защите прав потребителей», «Об охране здоровья граждан» и другие.
Большое внимание уделяется имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека. Наша страна присоединилась более чем к 70 международным документам по правам человека, в том числе ратифицировала шесть основных международных инструментов ООН, и тем самым Узбекистаном приняты обязательства по созданию необходимых организационно-правовых условий и гарантий поддержки соблюдения и защиты прав и свобод человека.
За истекший период в нашей стране приняты широкомасштабные меры, направленные на поэтапное укрепление судебной власти, обеспечение ее самостоятельности, превращение в независимый государственный институт по надежной защите прав и свобод человека. Реформы в данной сфере предусмотрели обеспечение равенства прокурора и адвоката, состязательности на всех этапах судопроизводства, а также повышение качества и оперативности правосудия.
Говоря о факторах, способствовавших дальнейшему повышению авторитета суда и созданию отвечающей современным демократическим требованиям эффективной системы подбора и расстановки судейских кадров, уделено большое внимание улучшению социальной защиты работников судебной системы, этому свидетельствует принятие ряд указов Первым Президентом Республики Узбекистан, предусматривающие также и организационные меры по дальнейшему совершенствованию деятельности судов. Данные решения главы государства направлены на обеспечение верховенства закона в обществе и формирование эффективной системы защиты прав и свобод граждан.
Вместе с тем, создан эффективный механизм взаимодействия различных (в том числе специализированных) внесудебных структур, деятельность которых связана с защитой прав человека. В данном направлении работают Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, а также управления по правам человека Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры.
Я хочу кратко остановиться на деятельности Министерства юстиции в сфере прав человека. В соответствии с постановлением ПервогоПрезидента Республики Узбекистан на Министерство юстиции возложены задачи по обеспечению защиты прав и свобод человека, закрепленных в Конституции, законах и международных договорах Республики Узбекистан. К примеру, только за первое полугодие 2016 года в ходе рассмотрения поступивших в органы юстиции обращений (том числе посредством «телефона доверия» и Единого портала интерактивных государственных услуг) граждан в сфере защиты прав и свобод человека, восстановлены нарушенные права 750 физических лиц, что составляет 39% от общего количества рассмотренных обращений.
В пользу граждан в соответствии с внесенными органами юстиции исковыми заявлениями взыскано свыше 2 млрд. 91 млн. сум, а с должностных лиц взыскано около 25 млн. сум. Наряду с этим, не останавливаясь на достигнутых результатах, Министерство юстиции уделяется большое внимание совершенствованию законодательства.
Демократические преобразования продолжаются во всех сферах жизни республики. Благодаря чему в стране в короткий срок созданы достойные условия жизни, внедрены эффективные инструменты по защите интересов личности. В течение данного периода осознание того, что человек, его права и свободы являются главной ценностью пришло не только к работникам государственных и иных органов, но и к каждому жителю нашей прекрасной страны.