Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



20:46:42 (GMT +5), ВТ, 14 Мая 2024

Гарантия избирательных прав и ответственность

Гарантия избирательных прав и ответственность

В годы независимости в нашей стране в рамках либерализации и модернизации всех сфер жизни государства и общества создана современная избирательная система, отвечающая демократическим требованиям. Сформирована правовая база, которая обеспечивает гарантии свободного волеизъявления граждан в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами, право каждого гражданина избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.


В годы независимости в нашей стране в рамках либерализации и модернизации всех сфер жизни государства и общества создана современная избирательная система, отвечающая демократическим требованиям. Сформирована правовая база, которая обеспечивает гарантии свободного волеизъявления граждан в соответствии с общепризнанными международными нормами и принципами, право каждого гражданина избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти. Созданы правовые механизмы обеспечения открытости и гласности в избирательном процессе. Характерно при этом, что национальное избирательное законодательство постоянно совершенствуется.

Принятие в 2014 году Закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32,78, 93, 98, 103 и 117)» стало логическим продолжением осуществляемых в стране демократического обновления и модернизации. Исходя из поправок, внесенных в Конституцию, парламент страны внес изменения и дополнения и в ряд законов с целью их совершенствования.

В частности, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополнен новой главой V1 «Административная ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума», которая состоит из восьми статей.

Четкое определение ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением избирательного законодательства, способствует более полной реализации принципа свободы выбора, дальнейшей демократизации национальной избирательной системы, укреплению принципов открытости и гласности.

Согласно Кодексу об административной ответственности основаниями для привлечения к ответственности являются такие действия, как нарушение прав кандидата в депутаты или Президенты Республики Узбекистан, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам, вынесенным на референдум. Действия, связанные с обнародованием заведомо ложных сведений о кандидате или политической партии с целью воздействия на результаты выборов, также влекут за собой применение мер административной ответственности.

Как известно, в соответствии с законодательством о выборах избирательные комиссии в рамках своих полномочий независимы от органов государственной власти, общественных объединений, политических партий и должностных лиц. Самостоятельность в деятельности избирательных комиссий имеет очень важное значение для организации выборов на основе принципов законности, справедливости и предоставления всем участникам равных условий. Несоблюдение этих принципов на практике может нанести серьезный урон демократической сути выборов.

Вмешательство в деятельность избирательных комиссий влечет за собой меры административной ответственности в отношении должностных лиц. Такое правонарушение выражается в совершении действий, когда должностное лицо, пользуясь своим служебным положением, пытается побуждать избирательную комиссию к принятию и непринятию какого-либо определенного решения.

Известно, что решения, принимаемые Центральной избирательной комиссией в пределах ее полномочий, являются обязательными для окружных и участковых избирательных комиссий, для государственных органов, политических партий и других негосударственных некоммерческих организаций, предприятий, учреждений и организаций. Точно так же решения областных, районных и городских избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями, а также всеми государственными органами, политическими партиями и другими общественными объединениями, трудовыми коллективами и воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.

Неисполнение должностными лицами решений избирательных комиссий, принятых в пределах их полномочий, влечет по отношению к ним административную ответственность. Здесь необходимо обратить внимание на то, что административная ответственность возникает в результате неисполнения именно решений избирательных комиссий, принятых ими в пределах своих полномочий, и решений, связанных с организацией выборов.

В соответствии со статьей 513 Кодекса об административной ответственности неправомерный отказ в рассмотрении обращений избирательных комиссий и нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения также станут причинами привлечения должностных лиц к ответственности.

Нарушение прав кандидата в депутаты или в Президенты Республики Узбекистан, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии, являющихся специальными участниками выборного процесса, в национальном законодательстве отнесено к разряду правонарушений, влекущих за собой административную ответственность.

Несоздание равных условий при предоставлении помещений для проведения встреч с избирателями также рассматривается как нарушение прав зарегистрированного кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии. Это становится основанием для применения вышеуказанных мер административной ответственности.

Проведение предвыборной агитации с предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплата денежных средств строго запрещены. Это требование основывается на общепризнанных международных стандартах демократических выборов и нашло свое отражение в национальном избирательном законодательстве. В частности, такая норма предусмотрена и в статье 28 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Запрещается также опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате в депутаты, в Президенты Республики Узбекистан или о политической партии с целью воздействия на результаты выборов. Такие случаи отвлекают избирателей, препятствуют их полному волеизъявлению за счет лишения права на получение достоверной информации.

Умышленное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов считается формой нездоровой конкуренции. Эти действия не только направлены против конкретного кандидата в депутаты, кандидата в Президенты Республики Узбекистан или политической партии, но и препятствуют свободному осуществлению гражданами своих избирательных прав. А значит, уничтожение материалов предвыборной агитации или их повреждение путем записи и рисования на них, покраски, внесения отвлекающих неверных исправлений в тексты этих материалов приводит к административной ответственности.

В целях предупреждения правонарушений при организации и проведении выборов Центральная избирательная комиссия 7 октября 2016 года утвердила «Методические рекомендации по оформлению административного делопроизводства по правонарушениям в области организации и проведения выборов и референдума». Согласно им в случае выявления административных правонарушений протокол могут составлять члены Центральной избирательной комиссии и члены соответствующих окружных избирательных комиссий. Основанием для составления протокола служат заявления наблюдателей от участвующих в выборах политических партий, уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидатов, обращения участковых избирательных комиссий, заявления граждан, сообщения предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и должностных лиц, а также средств массовой информации.

А в случае совершения правонарушения членами избирательной комиссии протокол составляется членами вышестоящей избирательной комиссии. Установлено, что протокол вместе с другими документами и вещественными доказательствами по делу должен быть направлен составившим его лицом в соответствующий районный (городской) суд по уголовным делам в течение суток с момента совершения или выявления правонарушения.

Необходимо отметить, что право избирать и быть избранным является одним из важнейших политических прав граждан. Оно охраняется и уголовным законодательством. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем осуществлению гражданами права избирать и быть избранными, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, другие должностные лица, представители политических партий, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения избирательного законодательства, несут ответственность в соответствии с законом.

Вопросы уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства определены в статьях 146 и 147 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. В соответствии с ними совершение таких действий, как нарушение законов об организации и проведении выборов или референдума, воспрепятствование реализации избирательных прав или полномочий доверенных лиц влечет за собой уголовно-правовую ответственность. Наряду с этим уголовная ответственность возникает и при совершении таких действий, как воспрепятствование путем насилия, угроз, обмана или подкупа свободному осуществлению гражданами права избирать или быть избранными, осуществлению доверенными лицами кандидатов в депутаты или кандидатов в Президенты Республики Узбекистан их полномочий.

Таким образом, установление ответственности за нарушение избирательного законодательства способствует полной реализации принципа свободы выбора, дальнейшей демократизации избирательной системы нашей страны, укреплению принципов открытости и гласности выборов.