Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



23:34:12 (GMT +5), ПН, 13 Мая 2024

Либерализация законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Либерализация законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности

В Узбекистане особое значение придается всемерному развитию предпринимательской деятельности, ее защите со стороны государства. Следует отметить, что за прошедшие годы в нашей стране в русле данного положения осуществлена и продолжает осуществляться работа по разработке нормативно-правовых основ гарантий защиты предпринимательской деятельности, в том числе в сфере создания необходимых условий и льгот для малого бизнеса и частного предпринимательства.


В Узбекистане особое значение придается всемерному развитию предпринимательской деятельности, ее защите со стороны государства. Следует отметить, что за прошедшие годы в нашей стране в русле данного положения осуществлена и продолжает осуществляться работа по разработке нормативно-правовых основ гарантий защиты предпринимательской деятельности, в том числе в сфере создания необходимых условий и льгот для малого бизнеса и частного предпринимательства.

За годы независимости реализован комплекс организационно-правовых мер и проведена значительная по масштабам работа, направленная на демократизацию, гуманизацию и либерализацию уголовного законодательства, в результате чего обеспечивается верховенство закона, надежная защита прав и свобод человека.

В соответствии с принципами, заложенными в Конституции страны, осуществляется поэтапная либерализация системы уголовных наказаний и судопроизводства, расширены возможности назначения видов наказания, не связанных с изоляцией от общества.

Проводимые реформы по либерализации уголовного законодательства и законодательства об административной ответственности способствовали ускорению процессов демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны.

В Республике принимается широкий комплекс мер по кардинальному улучшению делового и инвестиционного климата, которым обеспечивается дальнейшее повышение международного рейтинга страны.

Следует особо подчеркнуть, что Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов за всю свою деятельность в качестве Главы государства всегда особое внимание уделял вопросам развития предпринимательства в стране. Еще в первые годы своей деятельности в качестве Главы государства независимого Узбекистана Ислам Каримов отдельно отмечал о приоритетности предпринимательской деятельности, необходимости ее всесторонней поддержки и развития.

Так, в своей речи на XI сессии Верховного Совета Республики Узбекистан (8 и 10 декабря 1992 г.) Ислам Абдуганиевич отметил: «Нам следует уделить больше внимания предпринимателям, законам рыночной экономики. Старые подходы к делу, мышление старых времен мы должны забыть. Свобода! В этом слове заложен большой смысл. Коли мы переходим на рыночную экономику, то должны изменить и свою идеологию».

Вместе с тем, как было подчеркнуто в докладе на торжественном собрании по случаю первой годовщины Конституции Республики Узбекистан (7 декабря 1993 г.): «Преследуемая цель – децентрализация, демонополизация экономики, расширение самостоятельности предприятий, организаций и частных предпринимателей. Основной Закон ставит барьер перед монопольным правом государства вмешиваться в хозяйственную деятельность, обеспечивает свободу экономической деятельности, предпринимательства и открывает широкую дорогу рыночным отношениям. Словом, люди, которые сами распоряжаются своей собственностью, должны стать опорой общественной и политической стабильности».

Дальновидная политика И.А. Каримова нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых актах, направленных на создание новых механизмов рыночной экономики, устранение всякого рода бюрократических барьеров, препон, административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, дальнейшее совершенствование существующих систем хозяйственной деятельности.

В частности, необходимо особенно отметить принятие по инициативе Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова отдельных актов, направленных на улучшение, укрепление предпринимательства в стране, которые удостаиваются высокой оценки со стороны мирового сообщества.

В соответствии с Указом от 14 июня 2005 года № УП–3619 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства» с 1 июля 2005 года введен порядок, согласно которому меры правового воздействия применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке.

На основании Указа от 24 августа 2011 года № УП–4354 «О дополнительных мерах по формированию максимально благоприятной деловой среды для дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства» определено, что во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными органами управления всех уровней, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками действует принцип приоритета прав предпринимателей, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности нормативно-правовых актов толкуются в пользу предпринимателей.

Указом от 18 июля 2012 года № УП–4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» были утверждены Перечень норм и мер, направленных на дальнейшее улучшение условий для предпринимательской деятельности, вводимых в действие с 1 августа 2012 года, а также Программа комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству, вводимых в 2013-2014 годах.

Отдельно стоит отметить Указ от 15 мая 2015 года № УП–4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития», принятый в целях кардинального повышения роли и места частной собственности в экономике республики, ликвидации преград и ограничений на пути развития частной собственности и частного предпринимательства, сокращения государственного присутствия в экономике, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала.

Указом утверждена Программа мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития, направленная, в том числе, на усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

В частности, Программой мер предусмотрена декриминализация уголовного законодательства путем перевода из уголовной в административную юрисдикцию правонарушений в сфере правил торговли, торговой и посреднической деятельности, за исключением правонарушений, совершенных в особо крупном размере.

Данное мероприятие нашло свое отражение в Законе Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ–391 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития».

Законом, в частности, внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности, направленные на либерализацию преступлений в сфере предпринимательской деятельности.

Как видно, на всех этапах развития нашей страны неизменное внимание уделяется вопросам предпринимательства.

Стратегическая политика в этой области нашла свое дальнейшее развитие в принятом 5 октября текущего года Указе № УП–4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата».

Указ определяет совершенно новый уровень, подход к предпринимательским отношениям в стране, придает им значительный импульс в целях повышения эффективности деятельности в этом направлении.

Указом утверждена Программа комплексных мер по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Республике Узбекистан, направленная, в том числе, на усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

В частности, Программой предусмотрено установление порядка освобождения от административной и уголовной ответственности, применения штрафных и финансовых санкций (кроме пени) субъектов предпринимательства и их работников, впервые совершивших правонарушения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в случае добровольного устранения в установленные законодательством сроки допущенных нарушений и возмещения причиненного материального ущерба, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью человека.

Вместе с тем, данной Программой поручено установить порядок освобождения от административной и уголовной ответственности лиц, впервые совершивших правонарушения, связанные с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, в случае добровольного возмещения причиненного ущерба, регистрации в качестве субъектов предпринимательства и оформления необходимых разрешительных документов в месячный срок со дня выявления правонарушения.

Реализация данных пунктов потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности, а также Налоговый кодекс.

Безусловно, освобождение от административной, уголовной, а также налоговой ответственности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, впервые совершивших правонарушения при осуществлении своей деятельности, добровольно устранивших допущенные нарушения, а также возместивших причиненный ущерб, является проявлением принципа гуманизма, воплощением в жизнь общепризнанных принципов, норм милосердия в отношении них. Твердо встав на путь исправления, указанные лица будут иметь шанс продолжать свою деятельность.

Принятие данных предложений будет способствовать улучшению инвестиционного климата в республике, а также либерализации судебно-правовой системы и сокращению числа граждан, осужденных за совершение не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких преступлений.

В заключении можно сказать, что находящие свое отражение демократические нововведения, реформы, связанные со стимулированием и поддержкой предпринимательской деятельности, исполнение принимаемых законодательных актов в сфере их правовой защиты, полное применение предусмотренных в них льгот и преференций приводит к дальнейшему росту экономического потенциала Республики Узбекистан.