Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



03:48:40 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

Ведомственный нормативно-правовой акт как инструмент, используемый для исполнения положений законов

Ведомственный нормативно-правовой акт как инструмент, используемый для исполнения положений законов

В повседневной жизни человеку для удовлетворения своих потребностей приходится входить в различные отношения, которые, практически во всех случаях, регулируются теми или иными нормативно-правовыми актами.


В повседневной жизни человеку для удовлетворения своих потребностей приходится входить в различные отношения, которые, практически во всех случаях, регулируются теми или иными нормативно-правовыми актами.

Как правило, законами и другими актами законодательства устанавливаются правовые основы, главные принципы и правила, основные права и обязанности лиц – участников тех или иных отношений.

В этом не маловажную роль занимают также и ведомственные нормативно-правовые акты, так как данные акты служат исполнению и определению механизма реализации тех самых главных принципов и правил, устанавливаемых законами.

Как подчеркнул Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов – «…исполнительные органы должны принимать соответствующие акты не в дополнение к законам, а в их исполнение.»[1]. Такой принцип закреплен также и в Законе Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

Данный Закон гласит, что приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, а именно ведомственные нормативно-правовые акты, принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан.

При этом необходимо отметить, что принимаемые ведомственные нормативно-правовые акты не должны противоречить другим актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, и к тому же они не могут быть введены в действие, будучи не зарегистрированными в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и не опубликованными в официальных источниках опубликования.

Ведомственные нормативно-правовые акты принимаются теми или иными органами государственного управления, которые законодательно наделены полномочием правового регулирования соответствующих отношений.

Данные акты, как правило, состоят из положений, правил, инструкции и других документов, а их структура обеспечивает логическое развитие предмета правового регулирования того или иного отношения. А основное содержание положений, правил и инструкций – предусматривают установление системно связанных между собой норм, определяющих порядок применения положений актов законодательства.

Разберем в примерах некоторые отношения регулируемые ведомственными нормативно-правовыми актами.

Законом Республики Узбекистан «Об охране труда» установлена императивная норма в соответствии с которой в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность насчитывающей пятьдесят и более транспортных средств, создается служба по безопасности дорожного движения или вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения.

Для исполнения данный нормы приказом начальника Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта утверждено Положение о службы безопасности дорожного движения автомобильного перевозчика, которым регламентирован порядок организации службы по безопасности дорожного движения, а также ее задачи и функции.

Также, Законом Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности» определена правовая основа риэлторской деятельности. Данный Закон гласит, что риэлторской деятельностью является предпринимательская деятельность юридических и физических лиц по оказанию на договорной основе услуг, связанных с заключением сделок с объектами недвижимости и правами на них, осуществляемая на основании лицензии.

В этом же Законе говорится, что риэлторская организация должна иметь в штате не менее двух работников, имеющих квалификационный сертификат риэлтора, включая руководителя риэлторской организации.

В исполнение этого, постановлением Госкомимущества Республики Узбекистан утверждено Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата риэлтора, в котором определен порядок проведения и сдачи квалификационного экзамена, оформления и выдачи сертификата, продление его срока действия, переоформление и выдача дубликата, а также прекращение действия и аннулирование его.

Таким образом, можно увидеть, что ведомственные нормативно-правовые акты являются плодами законов и актов законодательства, а их задача заключается в полном раскрытии механизмов реализации положений, установленных законами.

А.Сайдахмедов Главный консультант Министерства юстиции



[1] Каримов И. А. Узбекистан: Национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1. — Ташкент: «Ўзбекистон», 1996.