Ведомственный нормативно-правовой акт как инструмент, используемый для исполнения положений законов
Ведомственный нормативно-правовой акт как инструмент, используемый для исполнения положений законов
В повседневной жизни человеку для удовлетворения своих потребностей приходится входить в различные отношения, которые, практически во всех случаях, регулируются теми или иными нормативно-правовыми актами.
В повседневной жизни человеку для удовлетворения своих потребностей приходится входить в различные отношения, которые, практически во всех случаях, регулируются теми или иными нормативно-правовыми актами.
Как правило, законами и другими актами законодательства устанавливаются правовые основы, главные принципы и правила, основные права и обязанности лиц – участников тех или иных отношений.
В этом не маловажную роль занимают также и ведомственные нормативно-правовые акты, так как данные акты служат исполнению и определению механизма реализации тех самых главных принципов и правил, устанавливаемых законами.
Как подчеркнул Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов – «…исполнительные органы должны принимать соответствующие акты не в дополнение к законам, а в их исполнение.»[1]. Такой принцип закреплен также и в Законе Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».
Данный Закон гласит, что приказы и постановления министерств, государственных комитетов и ведомств, а именно ведомственные нормативно-правовые акты, принимаются на основе и во исполнение Конституции и законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Ведомственные нормативно-правовые акты принимаются теми или иными органами государственного управления, которые законодательно наделены полномочием правового регулирования соответствующих отношений.
Данные акты, как правило, состоят из положений, правил, инструкции и других документов, а их структура обеспечивает логическое развитие предмета правового регулирования того или иного отношения. А основное содержание положений, правил и инструкций – предусматривают установление системно связанных между собой норм, определяющих порядок применения положений актов законодательства.
Разберем в примерах некоторые отношения регулируемые ведомственными нормативно-правовыми актами.
Законом Республики Узбекистан «Об охране труда» установлена императивная норма в соответствии с которой в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность насчитывающей пятьдесят и более транспортных средств, создается служба по безопасности дорожного движения или вводится должность специалиста по безопасности дорожного движения.
Для исполнения данный нормы приказом начальника Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта утверждено Положение о службы безопасности дорожного движения автомобильного перевозчика, которым регламентирован порядок организации службы по безопасности дорожного движения, а также ее задачи и функции.
Также, Законом Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности» определена правовая основа риэлторской деятельности. Данный Закон гласит, что риэлторской деятельностью является предпринимательская деятельность юридических и физических лиц по оказанию на договорной основе услуг, связанных с заключением сделок с объектами недвижимости и правами на них, осуществляемая на основании лицензии.
В этом же Законе говорится, что риэлторская организация должна иметь в штате не менее двух работников, имеющих квалификационный сертификат риэлтора, включая руководителя риэлторской организации.
В исполнение этого, постановлением Госкомимущества Республики Узбекистан утверждено Положение о порядке выдачи квалификационного сертификата риэлтора, в котором определен порядок проведения и сдачи квалификационного экзамена, оформления и выдачи сертификата, продление его срока действия, переоформление и выдача дубликата, а также прекращение действия и аннулирование его.
Таким образом, можно увидеть, что ведомственные нормативно-правовые акты являются плодами законов и актов законодательства, а их задача заключается в полном раскрытии механизмов реализации положений, установленных законами.
А.Сайдахмедов Главный консультант Министерства юстиции
[1] Каримов И. А. Узбекистан: Национальная независимость, экономика, политика, идеология. Т. 1. — Ташкент: «Ўзбекистон», 1996.