Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



04:20:28 (GMT +5), СР, 15 Мая 2024

Совершенствование системы межведомственного электронного документооборота в Республике Узбекистан

Совершенствование системы межведомственного электронного документооборота в Республике Узбекистан

В настоящее время в Республике Узбекистан придается большое значение внедрению информационно-коммуникационных технологий в государственное управление, в том числе введению систем электронного документооборота в каждом ведомстве и обеспечению межведомственного взаимодействия данных систем. 


В настоящее время в Республике Узбекистан придается большое значение внедрению информационно-коммуникационных технологий в государственное управление, в том числе введению систем электронного документооборота в каждом ведомстве и обеспечению межведомственного взаимодействия данных систем. Внедрение систем электронного документооборота в государственные органы осуществляется с целью автоматизации основных этапов жизненного цикла документов, в частности, по формированию, обработке, маршрутизации, контролю движения и исполнения документов, учету, архивному копированию и хранению.

На сегодняшний день система электронного документооборота широко используется в деятельности государственных учреждений. В том числе, в Министерстве юстиции, судах общей юрисдикции и других органах государственной власти и управления. Электронный документооборот представляет собой совокупность процессов отправки и получения электронных документов через информационную систему[1].

Отметим, что в Республике Узбекистан создана нормативно-правовая база для развития и распространения информатизации и информационно-коммуникационных технологий в области государственного управления, которую составляют законы Республике Узбекистан «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронных платежах», «О гарантиях и свободе доступа к информации», а также Указ Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 года за № УП–3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», постановление Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2005 года за № ПП–17 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2002 года за № 200 «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» и другие нормативные акты. Эти документы создали условия для широкого использования ИКТ и применения электронного формата делопроизводства в деятельности органов государственных власти и управления.

Создание инфраструктуры систем информатизации является приоритетным направлением в деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан. В министерстве функционирует корпоративная сеть передачи данных, объединяющая территориальные подразделения министерства и подведомственные организаций.

В центральном аппарате министерства функционирует система электронного документооборота «Justice».

Назначением системы электронного документооборота является автоматизация процесса делопроизводства и документооборота с использованием современных средств передачи и хранения информации[2].

Целями системы электронного документооборота (СЭД) являются:

– автоматизация бумажного документооборота. Отсутствие ранее электронного документооборота не предоставляла возможности комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов работы;

– повышение эффективности исполнения процессов путем сокращения непроизводительных и дублирующих операций, операций, выполняемых «вручную», оптимизации информационного взаимодействия участников процессов.

Узбекистан идет большими шагами на пути внедрения ИКТ во все сферы жизни. В прошлом году разработана комплексная программа формирования системы «Электронное правительство», которая охватывает управленческие процессы и процессы оказания государственных услуг бизнесу и гражданам. Создается национальная система, интегрирующая межведомственные и ведомственные комплексы информационных систем. Весь этот процесс невозможен без наличия эффективных систем электронного документооборота.

На сегодняшний день в Узбекистане пройден достаточно большой путь по внедрению систем электронного документооборота. Построена межведомственная информационная сеть обмена электронными документами на уровне Кабинета Министров, аппарата Президента, министерств и ведомств, органов государственной власти на местах – хокимиятов областного, городского и районного уровня.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2012 года № ПП–1730 «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» принимаются меры по совершенствованию судебной системы в стране, с внедрением ИКТ в деятельность судов.

Реформа системы правосудия и обеспечения открытости и доступности гражданских судов являются ключевыми компонентами Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, озвученной в 2010 году Первым Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым.

В соответствии с положениями и задачами, определенными в данной Концепции, направленными на совершенствование организационной деятельности системы судопроизводства, улучшения доступа к системе правосудия, а также внедрения и использования ИКТ в 2013 году в Узбекистане была разработана и запущена Информационная система электронного судопроизводства (ИСЭС) «E-SUD», предполагающая внедрение электронного документооборота.

Судебным департаментом широко используется Система автоматизации исполнительного производства «E-Sudijro», которая позволяет создать общереспубликанскую единую базу данных исполнительных производств.

Назначением системы «E-Sudijro» является автоматизация процесса исполнения судебных решений, обеспечение надёжного учёта, хранения и обработки документов, автоматизация обработки статистической информации, обеспечение информационной полноты данных в электронном виде и возможность выдачи информации по запросам в систему в реальном масштабе времени, а также контроль за взыскиваемыми судебными исполнителями средствами.

В настоящее время в Республике Узбекистан различные ведомства применяют системы электронного документооборота, выполненные разными производителями программного обеспечения и реализованные на разных платформах. Разноплатформенность СЭД является основным сдерживающим фактором организации эффективного межведомственного электронного документооборота. Документооборот между двумя разными организациями сегодня осуществляется в основном в бумажном виде, что сильно усложняет оперативный обмен служебной информацией.

Учитывая взаимосвязь деятельностей органов юстиции, судопроизводства, а также других государственных учреждений, появляется потребность в разработке единой системы межведомственного документооборота, объединяющая использование различных систем государственных органов в едином стандарте, целью которой является оптимизация взаимодействия данных органов власти.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2013 года № ПП–1989 на ряд ведомств, в частности Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд и Министерство юстиции, возложена задача по созданию комплекса информационных систем «Адлия-2» по сбору, обработке, систематизации и хранению информации о деятельности судов, их решениях, исполнении решений судов, а также информации о деятельности нотариата.

Целью указанного комплекса информационных систем «Адлия-2» является повышение уровня правового обслуживания граждан, с применением современных информационных систем, создание ведомственных баз данных, обеспечение обмена информацией в электронном виде с другими ведомствами в рамках формируемой в стране системы «Электронное правительство».

Рис. 1. Концептуальная схема работы системы межведомственного документооборота в рамках комплекса информационных систем «Адлия-2»

Комплекс информационных систем «Адлия-2» предназначен для обеспечения обмена информацией между Конституционным судом, Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, Министерством юстиции, Департаментом по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, который осуществляется с помощью интеграции информационных систем судов, Министерства юстиции, Судебного департамента и т.д., для обмена электронными документами, обработки, систематизации и хранения информации о деятельности судов, их решениях, исполнении решений судов, а также информации о деятельности нотариата.

Современная система межведомственного документооборота – это эффективная инфраструктура, позволяющая обеспечить интеграцию различных СЭД за счет введения единого формата электронного документа, передаваемого по межведомственной системе и создать инструменты для эффективного межведомственного документооборота.

Создание системы межведомственного документооборота позволяет:

– сократить объем бумажного межведомственного документооборота и увеличить объем межведомственного электронного документооборота;

– обеспечить высокую степень интеграции государственных ведомств в процессы электронного взаимодействия, а также повысить уровень взаимодействия ведомств с хозяйствующими субъектами;

– повысить уровень контроля исполнений решений правительства;

– обеспечить централизованное хранение документов в электронных архивах системы межведомственного документооборота;

– достичь необходимого уровня безопасности данных, вовлеченных в межведомственный документооборот и обеспечить их конфиденциальность за счет использования сертифицированных систем электронной цифровой подписи, шифрования и аппаратных средств защиты информации;

– повысить эффективность учета и поиска документов за счет использования единых баз данных электронных документов;

– провести мониторинг процедур прохождения документов и поручений, анализ эффективности организации делопроизводства и их оптимизацию за счет осуществления статистического анализа исполнения поручений и формирования электронных отчетов;

– повысить эффективность и оперативность принятия решений и их исполнение государственными ведомствами.

Таким образом, внедрение МСЭД способствует оптимизации функционирования государственных ведомств и повышению эффективности их работы.



[1] Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» № 611-II от 29.04. 2004 г.

[2] Официальный веб-сайт Министерства юстиции Республики Узбекистан http://www.minjust.uz/ru/activity/egovernment/2015/05/7202/