Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



03:17:51 (GMT +5), ПТ, 1 ноя 2024

О необходимости постоянного совершенствования системы законодательства

О необходимости постоянного совершенствования системы законодательства

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.


Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества.

Одной из основных тенденций совершенствования законодательства является формирование новых комплексных отраслей законодательства – о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы. Наряду с этим, возникает потребность в повышении эффективности правовых норм. Соответствие содержания правовых норм социально-экономическим условиям жизни общества является основополагающим фактором в указанной системе. 

Иначе неизбежно возникает ситуация, когда правовая норма, являясь формально действующей, фактически бездействует. В этом случае правовая норма не способна оказывать положительное воздействие на общественные отношения, не обеспечивает необходимый результат, то есть является неэффективной (в лучшем случае – малоэффективной).

Качество нормотворческой деятельности государственных органов тесно связано с вышеназванным фактор, так как нормы права не могут оказывать эффективное воздействие на поведение субъектов, оставаясь при этом в неизменном виде неопределенно-долгое время. Следовательно, необходимо их постоянно совершенствовать, то есть добиваться соответствия с новым состоянием общественных отношений, что может выражаться как в принятии новых нормативно-правовых актов (с обязательной отменой устаревших), так и во внесении изменений в действующие. Нормотворческий орган должен добиться не только адекватности отражения в законе или ином нормативно-правовом акте происходящих в обществе процессов, но и точности проецирования этих процессов на будущее, прогнозирование возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.

В условиях радикальных реформ научное знание о состоянии общественного мнения и использование этого знания в законотворческом процессе также можно отнести к числу важнейших факторов, обеспечивающих эффективность законодательства.

Сегодня в Республике Узбекистан проводятся систематические работы по совершенствованию системы законодательства, в частности, за прошедший период в общей сложности было принято более 140 законов и нормативно-правовых актов. Стратегической программой политических и экономических реформ, которые определяют наш завтрашний день, несомненно, стала принятая Олий Мажлисом в ноябре 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Принятые в рамках Концепции 27 законов, сама процедура их широкого обсуждения и принятия явились важным фактором и действенным вкладом в дальнейшую демократизацию и либерализацию государственной власти и управления, обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти, свободы слова и информации, свободы выбора и развития избирательной системы, гражданских институтов.

Поправки, внесенные в соответствии с Концепцией в Конституцию в 2011 и 2014 годах, в ряд других актов законодательства, принятых в сфере государственного строительства, обеспечили дальнейшую оптимизацию полномочий основных субъектов государственной власти – Президента Республики Узбекистан, Олий Мажлиса, Правительства страны, развитие механизмов сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Сутью реформ в этой сфере стало значительное повышение роли Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представительных органов на местах в системе государственной власти, расширение самостоятельности, полномочий и в то же время ответственности Правительства, органов исполнительной власти за безусловное выполнение и дальнейшее усиление действенности принятых законов

Парламентом принято более 30 актов законодательства, ставших важной основой дальнейшего углубления демократических и рыночных реформ, либерализации, реструктуризации экономики, широкого развития малого бизнеса, предпринимательства, фермерского движения.

Следует особо отметить работу палат Олий Мажлиса по внедрению новых, современных форм законодательной деятельности.

Законодательной палатой впервые проведен правовой эксперимент по апробации положений Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Эксперимент, по мнению зарубежных экспертов, носил уникальный характер и позволил отработать современные методы подготовки и принятия качественных, отвечающих требованиям сегодняшнего дня актов законодательства.

В целом созданная нормативно-правовая база стала, особенно в условиях продолжающегося в мире финансово-экономического кризиса, важным фактором устойчивого социально-экономического развития страны[1].

Формирование и совершенствование правовых норм и институтов является результатом объективного развития, реализуемого самостоятельно в соответствии с требованиями и потребностями времени.

В заключении следует отметить, что в любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулирования, включая совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания. Совершенствование законотворческой сферы является самым важным условием обеспечения законности.



[1] Доклад Первого Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 23.0.2015г