Рус Ўзб Eng
Последнее обновление : 12.01.2024



03:51:34 (GMT +5), ПН, 29 апр 2024

Актуальные вопросы повышения эффективности работ в сфере благоустройства

Актуальные вопросы повышения эффективности работ в сфере благоустройства

Внешний вид населенных пунктов является одним из ключевых показателей уровня социально-экономического развития страны. С развитием общества, в соответствии с новыми подходами планирования населенных пунктов, в особенности городов, декларирующие такие принципы, как «город для людей», «креативный город», «связный город» и другие, вопросы благоустройства приобретают все большую актуальность.


Внешний вид населенных пунктов является одним из ключевых показателей уровня социально-экономического развития страны. С развитием общества, в соответствии с новыми подходами планирования населенных пунктов, в особенности городов, декларирующие такие принципы, как «город для людей», «креативный город», «связный город» и другие, вопросы благоустройства приобретают все большую актуальность.

В развитых странах Европы благоустройство и озеленение включены в число приоритетных задач государства. Решение вопросов благоустройства в этих странах осуществляется в основном на городском и районном уровне, непосредственно при активном участии населения и субъектов предпринимательства. Также в зарубежных странах широко практикуется организация   различных   акций,   проектов   и   специальных   программ с их участием. Например, в 2002-2006 гг. в Сеуле реализована программа

«Миллион зелёных пен», в которой население вместе с администрацией города озеленило территорию в 3,5 км2.

Необходимо отметить, что благоустройство это не только уборка улиц, но и создание комфортных экологических условий для населения, в том числе продуманный ландшафтный дизайн, с учетом особенностей архитектуры города и климатических условий региона. Создание экологической, санитарной и комфортной среды для населенного пункта требует привлечения специалистов таких направлений как, ландшафтный дизайн, ирригация, инженерное дело и др.

Исходя из актуальности вопросов благоустройства, Министерством юстиции комплексно изучены законодательство, правоприменительная практика и состояние работ в сфере благоустройства. Анализ показал, наличие ряда системных проблем и недостатков, которые препятствуют достижению высокой эффективности работ по благоустройству. Выявленные проблемы и недостатки можно сгруппировать по нескольким категориям.

Первое: «ограниченный источник финансирования».

Работы по благоустройству производятся за счет средств местных бюджетов, говоря иначе за счет средств налогоплательщиков. При этом сами землевладельцы и землепользователи каких-либо обязанностей по благоустройству прилегающей территории не несут.

Как показывает зарубежный опыт, широко используется практика закрепления за землевладельцами, землепользователями, арендаторами и собственниками земельных участков обязательств по благоустройству прилегающей территории. В частности, в Нью-Йорке (США) юридические лица обязаны благоустраивать и озеленять прилегающую территорию, а в Южной Корее строительство зданий и сооружений допускается при условии обязательного благоустройства и озеленения соответствующих территорий строительными компаниями.

Ограниченность финансирования также сдерживает привлечение квалифицированных специалистов, так как размер денежного довольствия работников управлений благоустройства является очень низким.

Второе: «не определена фактическая площадь благоустройства».

Паспортизация благоустраиваемой территории в ненадлежащем состоянии. Анализ показал, что масштаб реальной благоустраиваемой территории во много раз превышает масштаб благоустраиваемой территории, указанных в паспортах.

Если благоустройством отдельных территорий, в частности центров населенных пунктов (скверов, парков, центральных улиц) частично занимаются управления благоустройства, государственные органы, население и субъекты предпринимательства, остальная часть территорий все еще остается бесхозной.

В населенных пунктах районов (городов), а также общественных местах (площадях, улицах, садах, парках, вокзалах, аэропортах, рынках, остановках городского транспорта и др.) ощущается тотальная нехватка урн, не разработаны требования к типовым урнам, меры по организации их промышленного производства, поэтапный график их размещения, отсутствуют условия призывающие граждан к поддержанию чистоты.

Вместе с тем, проблемам водных ресурсов и набережных, состояние которых является неудовлетворительным, также необходимо уделять больше внимания.

Третье: «чрезмерно большая нагрузка».

Объем работы в 3-4 раза превышает имеющиеся возможности управлений благоустройства, что негативно влияет на качество их работы.

По всей республике функционирует 201 управление благоустройства, общая штатная численность которых составляет 52.252,5 единиц (на момент изучения количество вакансий составляло 1.468 или 2,8%).

Согласно нормам средняя нагрузка по уборке улиц на 1 работника в день составляет 3.500 м2, однако в реальности средняя нагрузка составляет 9.997 м2, что почти в 3 раза превышает установленную норму.

Также чрезмерно огромная нагрузка приходится на работников, занимающихся обеспечением в рабочем состоянии точек освещения. Согласно нормам средняя нагрузка обхода и замены на 1 работника составляет 500 точек освещения в день, однако в реальности средняя нагрузка составляет 850, что почти в 1,5 раза превышает установленную норму.

Четвертое: «устаревшая техника и отсутствие мониторинга».

Всего по республике на балансе управлений благоустройства имеется 4.522 единиц техники, из которых 888 единиц или 20% в нерабочем состоянии.

К тому же 80% рабочей техники морально и физически устаревшие (ТТЗ-80, ГАЗ 53-12, МАЗ, ЗиЛ, произведенные в 1980/90 гг.), содержание которых обходится дорого, что приводит к нерациональному использованию ресурсов, а остальные предназначены исключительно для перевозки работников, т.е. автомобили «Damas» и автобусы «Isuzu». Имеющиеся транспортные средства не оснащены устройствами GPS. В результате чего отсутствует механизм дистанционного мониторинга за движением транспорта.

Не принимаются меры укреплению материально-технической базы, и повышению материального обеспечения работников управлений благоустройства. Отсутствуют внебюджетные фонды развития управлений благоустройства районов (городов), средства которых могли бы быть направлены на укрепление материально-технической базы.

В период инновационного развития, когда современная техника значительно повышает коэффициент полезного действия и экономит ресурсы, основная часть работы по   благоустройству   до сих   пор опирается на ручной труд. Работы по благоустройству ведутся, как правило, в утренний час пик, мешая и создавая опасность участникам дорожного движения.

Отсутствует действенный механизм мониторинга территорий, позволяющий значительно сэкономить время, материальные и трудовые ресурсы, а также повысить качество работ по благоустройству.

Пятое: «отсутствие элементов государственно-частного партнерства, аутсорсинга и общественного контроля».

Отсутствие элементов государственно-частного   партнерства не позволяет привлекать дополнительные более эффективные ресурсы. Внедрение данного партнерства позволит на отдельных условиях привлечь ресурсы частного сектора как материально-технические, так и трудовые.

Наряду с этим не ведутся работы по передаче работ по благоустройству на условиях аутсорсинга субъектам предпринимательства, что позволило бы повысить качество работ и сэкономить значительные ресурсы, в том числе трудовые. 

В данном аспекте примечателен опыт Южной Кореи, где благоустройство и озеленение переданы частному сектору. Субъекты предпринимательства, специализирующиеся на охране природы и садоводстве, организуют мероприятия на конкурсной основе, получая право осуществления работ по ландшафтной части городов, с финансированием данных работ из средств местного бюджета.

В данной сфере отсутствует действенный общественный контроль, который повышает заинтересованность населения в обеспечении чистоты и порядка, электронная площадка, позволяющая в режиме реального времени активно взаимодействовать с населением.

В целях кардинального повышения эффективности работ по благоустройству городов, областных и районных центров, городских поселков и сельских населенных пунктов Министерством юстиции разработан проект нормативно-правового акта «О дополнительных мерах по повышению эффективности работ по благоустройству населенных пунктов».